СТАРЕЦ ГРИГОРИЙ (ДОЛБУНОВ)  

(1905-1996 гг.)

1 декабря 1905 года в селе Наруксово Нижегородской губернии у Василия и Анны Долбуновых родился первенец, мальчика нарекли Григорием, в честь преп. Григория Декаполита. Первой наставницей в вере для мальчика стала его мать, она сумела воспитать в нём "страх Божий и любовь ко всему творению".
Из воспоминаний старца Григория: "Было мне около трёх лет, как подошёл к нашему дому рыжий мальчик и начал меня дразнить... Я осерчал и обозвал его "рыжим"... А мой отец, услышал всё это, сделал мне строгое внушение. На всю жизнь запомнилось. С той поры уж никогда больше никак не обзывал".
Из воспоминаний священника Дмитрия Морозова:
- Помню, рассказал (он) нам как страдал в молодости от грыжи... Григорий стал молиться великомученику Артемию, и болезнь прошла.
В больших крестьянских семьях первенцы рано знакомились с тяготами крестьянской жизни. (В семье было десять детей) Григорию пришлось с восьмилетнего возраста помогать родителям, однако ему удалось успешно окончить три класса церковноприходской школы.
В 1924 году родители решили женить Григория, его супругой стала дочь бедного крестьянина Наталья Пестова.
В те годы в России началась коллективизация, от крепкого хозяйства Василия ничего не осталось, "раскулаченная" семья поселилась в наспех построенной бане. Григорий отправился на заработки в г. Кузнецк, затем плотничал на Ивановщине, позже работал бригадиром-десятником опалубщиков на строительстве Канавинского моста. В 1939 года занимался извозом в с. Золино. Всегда, на любом месте его ценили как умелого и трудолюбивого работника.
В голодный 1932 год Григорий был вынужден отправить беременную жену к родителям в Нарусково, там, и родился его первый сын - Иван. Всего у Григория и Анны было 11 детей, пятеро из них умерли в младенчестве.
Перед сном Григорий долго молился, полагая множество земных поклонов, как учил его духовник. Григорий советовал и своим детям: "Делайте поклоны, пока спинки у вас молодые, а то в старости будет класть их тяжело. Детские поклоны - золотые!" Дети молились вместе с родителями. Часто читался акафист Пресвятой Богородице, особенно честному Её Покрову.
Духовным наставником Григория в те годы был старец Михаил Сметанин. По молитвам прозорливого старца Михаила Григорию удалось поступить на оборонный завод в Дзержинске. Когда началась война, он был освобожден от призыва в действующую армию.
Однажды, увидев идущего к нему Григория, старец Михаил сказал: "Вот идёт семьдесят первый апостол!"
Пророчеству старца суждено будет сбыться через десятилетия. В 1956 году Григорий Васильевич стал псаломщиком в Карповской церкви Преображения Господня. 27 декабря 1957 года он был рукоположен в сан дьякона митрополитом Нижегородским и Арзамосским Корнилием, а 31 марта того же года - в сан священника.
Однажды, накануне праздника Богоявления, в руки от. Григория попал напрестольный крест с искаженной православной символикой: треугольник на кресте был обращен острием вниз, а не вверх, как положено. Батюшка показал крест настоятелю от. Андрею, настоятель не придал этому значения, взял у от. Григория этот крест и совершил по обычаю Великое освящение. В ту же ночь в храме случился пожар. Горели те места, где кропил от. Андрей водой с креста с искаженной православной символикой.
Властям не нравились его проповеди, возрастающая любовь и доверие верующих к доброму пастырю. Отца Григория перевели на сельский приход в село Рожново Борского района. Но и здесь возникли трудности, по распоряжению властей священнику предписывалось "знать дорогу только от дома до храма и обратно", запрещалось исповедовать и причащать больных на дому. С этим отец Григорий не мог примириться.
Семью священника в эти годы не только притесняли, однажды было спровоцировано разбойное нападение на от. Григория, после сильного избиения, он чудом остался жив (пострадала и матушка).
Последним пристанищем для от. Григория стало село Великий Враг Кстовского р-на. Там он прослужил четверть века. Вставал отец Григорий очень рано, несколько часов молился перед службой, которая начиналась в 7 утра. Возвращался домой только под вечер. Приход был большим, так как во многих соседних сёлах церкви были разрушены. После небольшого отдыха он вновь вставал на молитву, уже вечернюю, а после непродолжительного сна - на ночную, с сотнями земных поклонов.
Тем, кто приходил к от. Григорию за благословением на брак, батюшка часто рассказывал историю собственной женитьбы. Этим он хотел дать понять, что и семейное счастье устраивает Господь, как Податель всяческих благ. Поэтому следовало в выборе невесты или жениха не полагаться на себя, а просить помощи у Господа.
"Однажды приехал к батюшке один молодой человек:
- Вот, батюшка, невесту нашел, благословите?
- Ну, ладно, хорошо, помолись за нее, по 40 поклончиков в день...
Стал молиться жених - не идет дело. Опять к батюшке, мол, не получается.
- А есть у тебя еще кто на примете? Молись за эту!
И на этот раз не вышло ничего с молитвой у благочестивого жениха. Только за третью смог он исполнить положенные молитвы. Вот с нею-то и благословил брак от. Григорий."
Из воспоминаний духовной дочери старца Анны Армеевой (г.Н.Новгород): "Более 15 лет я ездила к от. Григорию в Великий Враг на службы в воскресные и праздничные дни. Мне все нравилось в храме - прекрасное пение, благоговейность и тишина. А проповеди батюшки - что это были за слова! Он, словно Златоуст, поучал нас, наставлял, помогал, обличал и утешал каждого. Чаще всего от. Григорий повторял: "Любви надо просить у Бога, и хотя бы один поклон делать с молитвой: Господи, помоги любить Тебя всем сердцем моим, всею душою моею и всею крепостию моею, и всем разумением моим!"
Однажды в разговоре со знакомой прихожанкой я посетовала:
- Делаю один поклон и прошу любви, как батюшка учит, но все равно всех людей не люблю. На проповеди отец Григорий меня обличил:
- Не любишь людей - Царства Небесного не видать! Делаешь один поклон - делай десять. Раньше за веру преследовали, книг церковных было мало, и многие люди не знали церковных правил.
Из воспоминаний Овсянниковой Е.М.: " Отец Григорий часто говорил:
- Я ничего и никого не боюсь так, как одного - боюсь обидеть человека.
Это было правилом его жизни. Батюшка наставлял:
- Плохих людей не бывает. Господь, разве творит что плохое? Плохое в человеке - от врага. Нам же нужно видеть в человеке только хорошее.
Батюшка был прозорлив. Мне он предсказал всю мою жизнь в замужестве. Ни одно его слово не прошло мимо моей судьбы".
В великовражский период жизни старца Григория проявились благодатные дары прозорливости. За советом и утешением приезжали к нему люди из всех уголков России. Множество людей получило исцеление от недугов по молитве старца. Из воспоминаний духовных чад старца Григория:
"Почти на каждой проповеди батюшка касался страшного греха - детоубийства. Он говорил, что на войне столько не погибло людей, сколько убито матерями в утробе. Кровь течет рекой! Слушая эти слова, я, убогая грешница, помыслила своим ограниченным умом, что если всех рожать, то земля не прокормит. Отец Григорий, словно прочитав мои мысли, тут же сказал:
- Человек только еще родится, а Господь уже отпускает ему все необходимое".
"Как-то начитались мы с другом о последних временах, на душе стало прискорбно, отвратительно и страшно. Решили пойти к от. Григорию за утешением. Ведь он, батюшка наш, имел такую благодать, что идешь к нему разбитый, больной и унылый, а уходишь от него бодрый и веселый - и молиться легко, и пост не в тягость.
Отец Григорий встретил нас с радостью и беседовал с нами часа три. Стали говорить ему о последних временах и о наших многих грехах. Зная его прозорливость, хотели узнать, скоро ли конец света. Батюшке это не понравилось, он все время уклонялся от ответа. Сказал лишь, что милость превозносится над судом, как написано в Псалтыри: "Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася". Этого нам показалось мало, тогда он, помолчав, вздохнул и сказал, что все, кто будет призывать имя Господне, спасутся".


Вернуться на главную страничку
Вернуться в содержание
Продолжение очерка о старце
Для писем

Hosted by uCoz