Cхиархиепископ Антоний (Абашидзе)
(1857-1942 гг.)
Будущий архипастырь, в миру Давид Ильич Абашидзе, родился 1 октября 1857 года в
селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии. Он происходил из старинного
грузинского вельможного рода... Родители сделали всё возможное, чтобы их сын,
получил блестящее воспитание и образование.
После окончания Тифлисской гимназии Давид продолжил обучение на юридическом
факультете Императорского Новороссийского университета, в 1892 году, окончив
его с отличием, поступил в Киевскую Духовную академию. В стенах Киево-Печерской
Лавры он принял иноческий постриг. Монашеское имя он получил в честь великого
ревнителя Православия святителя Димитрия Ростовского. По окончании академии
1896 году он был удостоен звания кандидата богословия
и посвящен в сан иеромонаха, в этом же году он был назначен преподавателем
Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. Среди его воспитанников
оказался Иосиф Джугашвили.
В 1897 году отец Димитрий был назначен инспектором Кутаисской духовной
семинарии, а через год, в этой же должности, возвратился в Тифлисскую духовную
семинарию. Здесь он попытался возобновить доверительные отношения с Иосифом
Джугашвили. Но юноша к тому времени стал угрюм и скрытен, казалось, его гложет
какая-то тайная тоска, о причинах которой он наотрез отказывался рассказывать
своему наставнику. Несколько раз Джугашвили уличали в нарушении семинарской
дисциплины, посещении революционных сборищ и хранении нелегальной литературы, в
мае 1899 года Иосифа Джугашвили отчислили из семинарии. Отец Димитрий пытался
вразумить его, не раз встречался с Иосифом, писал ему письма. Но бывший
семинарист все теснее связывался с революционным подпольем. А отец Димитрий
продолжал свое служение Церкви, при этом начал устно и в печати выступать с
пламенными проповедями, обличающими революционное безумие.
В 1900 году отец Димитрий был возведен в сан архимандрита и назначен ректором
Александровской Ардонской духовной семинарии. Будучи ректором, он не боялся
посещать расположенный неподалеку лепрозорий и причащать прокаженных...
23 апреля 1902 года состоялась его хиротония во
епископа Алавердского, викария Грузинского Экзархата. В речи при наречении в
святительский сан он засвидетельствовал свою готовность к жертвенному служению
на ниве Христовой в грозные времена надвигающейся на
Отечество смуты: «...Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к
Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без
Голгофы нет Воскресения, без страданий — нет радостей...»
В первые же годы святительского служения Преосвященный
Димитрий занимается делами духовного образования, председательствует в
Грузинском епархиальном училищном совете. Разбирается в очень сложных вопросах
организации церковной жизни в Грузии, возглавляет Комитет по изданию
грузинского церковного обихода. Находит время для занятий историей: возглавляет
Археологический музей Грузинского Экзархата и организовывает пополнение его
собрания. Одновременно владыка Димитрий является настоятелем Тифлисского
Спасо-Преображенского монастыря.
В 1903 году Преосвященный Димитрий был назначен епископом Гурийско-Мингрельским,
через два года он назначается епископом Балтским, викарием Подольской епархии.
А в 1906 году епископ Димитрий получает назначение на находившуюся тогда в
катастрофическом положении Ташкентскую и Туркестанскую епархию. В то время
Туркестанская епархия считалась «самой дальней и самой бедной в Русской
Церкви»: приходы были разбросаны по огромной территории, священников не
хватало; духовенство крайне неохотно ехало в край, откуда доходили тревожные
слухи о землетрясениях, об эпидемиях чумы и холеры.
Епископ Димитрий с большим воодушевлением принимает назначение. Приступив к выполнению своих обязанностей, он решается писать лично
императору Николаю II о бедственном положение, в котором оказалась епархия
вследствие чиновничьего произвола, в письме он просил вернуть епархии 34 храма,
отошедшие к военному ведомству... Благочестивый Государь был до глубины
души возмущен антицерковными действиями своих чиновников в Туркестане, по его
личному приказу началось восстановление разрушенной церковной жизни в
Туркестане.
За шесть лет число храмов в Туркестане увеличилось более чем вдвое (с 78 до
161)... Было завершено, тянувшееся десятилетиями, строительство Софийского
кафедрального собора в Верном, который по красоте
сравнивали с Покровским собором (храм Василия Блаженного) на Красной площади в
Москве, а его создателя, местного архитектора Андрея Зенкова, современники
называли «гигантом и сказочником»...
С первых же шагов своего служения в Туркестанском краю Преосвященный Димитрий
начал завоевывать симпатии во всех слоях общества... Многообразные познания
помогали ему находить общий язык с «интеллектуальной элитой»...
Благодаря владыке Димитрию духовенство в Туркестане получило свой печатный
орган... «Туркестанские епархиальные ведомости» за несколько лет сделались
авторитетным изданием, имевшим значительное влияние на состояние умов в
Туркестане. Епархиальный журнал с момента своего открытия стал «единственной
связью между разбросанным на тысячеверстные расстояния духовенством».
Следует отметить, что Преосвященный Димитрий посещал не только храмы и
монастыри края, но и находил время для поездок в Россию, Украину. Каждый раз
после поездок по святым местам он привозил пастве святыни: частицы мощей
великих угодников Божиих, святые иконы.
В годы Первой мировой войны владыка Димитрий, движимый
патриотическим порывом, три года в качестве в корабельного иеромонаха служил на
линкоре «Мария». (На флот тогда брали только монашествующее духовенство, так
как опасность была большей, чем на суше, и в случае гибели не страдала семья
простого судового священника.) За проявленное при этом мужество он получил
редкую награду: панагию на Георгиевской ленте.
В 1915 году владыка Димитрий был возведен в сан архиепископа. На Поместном
Соборе 1917-1918 гг. он открыто выступил против интеллигенции и чиновников,
пытавшихся воспрепятствовать спасительному для Русского Православия
восстановлению Патриаршества... В охваченной революционным безумием Москве
именно владыка Димитрий взял на себя переговоры с большевиками и сумел добиться
от них прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Поместного
Собора.
В конце 1918 года архиепископ Димитрий возвратился в свою Таврическую епархию.
В Крыму уже бушевала гражданская война, полуостров переходил из рук в руки. В
воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) упомянуто о том, как
Высокопреосвященный Димитрий помогал офицерам царской армии укрыться от
«революционной» расправы. Гражданская война сделала невозможным единое
управление Русской Церковью. Когда в Крым вошли войска барона Врангеля, владыка
Димитрий был избран председателем Временного Высшего Церковного Управления
юго-востока России, окормлявшего паству на территориях, еще контролировавшихся
Белым движением. Он пытается выступить миротворцем между противоборствующими
станами: летом 1920 года по его почину в Крыму объявляются «дни покаяния», к
участию в которых владыка надеется привлечь и красноармейцев...
В это время владыка Димитрий узнал, что его бывший семинарский воспитанник
Иосиф Джугашвили (Сталин) занял видный пост в большевистском руководстве (он
был тогда представителем Совнаркома в командовании Юго-Западного фронта,
развернутого против войск Врангеля). Владыка Димитрий пишет ему письма, умоляя
отпустить брошенных большевиками в тюрьмы священнослужителей, и Сталин
удовлетворяет его просьбы.
После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с
его войсками ушло в эмиграцию, однако, владыка Димитрий остался, он был готов
принять венец мученичества за Христа.
Владыку Димитрия арестовали в архиерейском доме в Симферополе (1922г.), затем
вынесли приговор: «расстрелять за контрреволюционную деятельность, участие в
вооруженной борьбе против Республики». Но приговор направили на утверждение
Сталину, и тот заменил казнь тюремным заключением. В тюрьме архипастырь томился
около двух лет. Там он потерял зрение...
В 1925 году он возвращается в Киево-Печерскую Лавру. Там после его многодневной
слезной молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских свершилось чудо: Господь
частично вернул ему зрение. В 1926 году он принял схиму с именем Антоний, в
честь основателя русского монашества...
Служение схиархиепископа Антония не ограничилось одной молитвой, он не оставлял
без наставлений православный народ, и слово нового Киево-Печерского старца,
схиархиепископа Антония, далеко разносилось по Русской земле... В своих
посланиях он выступал с обличениями обновленчества и «григорианского» раскола.
После закрытия Лавры с 1924 года владыка Антоний был вынужден жить у своих
духовных чад в Киеве... По свидетельству очевидцев, к прозорливому старцу тайно
приезжали духовные дети, он предупреждал их об опасностях, утешал, поддерживал
унывающих, по его молитвам совершались многочисленные исцеления больных.
Началась война, в город вошли немцы, они разрешили открыть церкви и монастыри.
27 сентября 1941 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, монахи во главе
с владыкой Антонием вернулись в Лавру. Епископу было тогда уже 84 года, но,
несмотря на возраст, он возглавлял Лавру до самой своей смерти.
Из воспоминаний проф. Никодимова И.Н.: «С воспоминаниями о Лавре тесно
связывается личность схиархиепископа Антония (Абашидзе). Я познакомился с ним в
то время, когда он еще не был схимником и проживал на покое в Китаевской
пустыне. Помню, как он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал
богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней
красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую
бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета. Его жизнь представляла
своеобразный интерес. В миру
грузинский князь, он получил блестящее воспитание и образование. Впоследствии,
уйдя из мира, он не раз вспоминал о своих прежних высоких связях и знакомствах.
Особенно охотно и с чувством глубокой симпатии он рассказывал о своих встречах
с царской семьей. Вскоре после пострижения в монашество он получил назначение
на епископскую кафедру. Значительную часть своего архиерейского служения он
провел на Кавказе, а затем в Крыму. Последние годы его активной церковной работы
прошли на Таврической кафедре. Он искренне привязался к этому краю и полюбил и
знойную крымскую природу...
Жил архиепископ на частной квартире, на Козловской улице (в Киеве). Славился он
своей необыкновенной простотой и сердечностью. Бывали у него люди самых
разнообразных взглядов и убеждений, и владыка всех без различия привлекал своей
необыкновенной обаятельностью. Неизменно тактичный, гостеприимный хозяин и
интересный, всесторонне сведущий собеседник, он умел занять гостей, охотно
прощая им неловкости поведения, сглаживая резкие поступки и ко всем относясь с
истинно христианской снисходительностью... Во время немецкой оккупации Киева он
переселился в Лавру, которую очень любил, и занял маленький домик бывшего
настоятеля, или блюстителя, Ближних пещер. В этом домике для владыки была
восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка. Здесь
схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних
богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь,
которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий... В
Старец-схиархиепископ Антоний (Абашидзе) мирно отошел ко
Господу в конце 1942 года и был погребен близ места своих подвигов, у входа в
ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Могила его у входа в Ближние пещеры
сохранялась до шестидесятых годов, и была местом поклонения верующих. В годы
хрущевских гонений на Церковь по распоряжению властей могилу сровняли с землей
и залили асфальтом, однако через тридцать лет отец Дамиан* восстановил место
погребения владыки Антония, на его средства была изготовлена надгробная плита,
на которой были, по его просьбе, добавлены к надписи слова из псалма: «В память
вечную будет праведник…»
В Киеве схиархиепископа Антония почитают как преподобного подвижника,
молитвенника и прозорливого старца.
Господи, молитвами старца Антония, спаси нас!
*Архимандрит Дамиан (Давыдов) –наместник киевского
Свято-Введенского монастыря, в котором в 1994 году отображением на стекле киота
и последующими чудесами прославилась икона Божией Матери «Призри на смирение».
Библиография
1.«Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Cхиархиепископ
Антоний (Абашидзе)», Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский,2005 г.
http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=5683
2.
Отрывок из книги проф. Никодимова И.Н. «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре
(1918-1943 гг.)», – Киев: Типография Киево-Печерской Лавры –
http://www.la-france-orthodoxe.net/ru/palom/antoine
3.Святослав
Речинский. «В память вечную будет праведник». // Газета «Регион». № 20, – Киев,
Вернуться к содержанию
Для писем