Блаженная Пелагия
Рязанская
(1890-1966 гг.)
Блаженная Пелагия родилась в селе Захарово Захаровского района Рязанской области в 1890 году. Слепой от рождения девочке было даровано Господом духовное зрение. В три года избранница Божия уже удивляла взрослых своей прозорливостью.
Из воспоминаний Петра Григорьевича Глазунова: «У Полюшки не было от рождения зрачков. Когда еще ее мать была в положении, то врач, лечивший ее и не знавший об этом, прописал ей хину. Она принимала хину от малярии... Вот Поля и родилась слепенькая. До трех лет она очень плакала... Когда ей исполнилось три годика, она как закричит: я вижу свет! А все удивлялись: какой свет, когда зрачков нету?! И вот уже с трех лет Полюшка начала предсказывать, говорила, что видит восходящих и нисходящих ангелов! С трех лет до семидесяти пяти лет с ней почти неразлучно пребывал преподобный Серафим Саровский.
Полюшка слепенькая знала всю Псалтирь наизусть, от корки до корки... Это был особый человек! Еще в детстве, когда Поле было пять-шесть лет, ее посещала одна хорошая монахиня и учила ее молиться. Она приходила и читала Полюшке и псалмы и молитвы. А какую хорошую память Бог дал блаженной Полюшке! Ведь самые большие псалмы с трех раз наизусть...»
По свидетельству очевидцев, блаженная Пелагия никогда не ела мяса, а в первую, четвертую и седьмую недели Великого поста вкушала лишь одну просфору, пила один стакан святой воды в день.
Многие верующие исцелялись по молитвам блаженной, получали советы и духовные наставления. Наставления блаженной Пелагии изобиловали яркими образами и сравнениями, которые не всегда нужно понимать буквально, так как вообще наставления блаженных носят зачастую прикровенный характер.
Из воспоминаний Петра, духовного сына блаженной Пелагии: «Однажды моя мама заболела и решила навестить девицу Пелагию прозорливую. Когда она приехала, блаженная Пелагия встретила её особо дружелюбно. Она уже знала, что моя мама беременна мною, знала и её тайную в голове мысль - сделать аборт, и отговорила её.
Прозорливая Поля, как её звали, очень много раз отводила меня от неминуемой смерти. И в этот раз Господь через свою угодницу сохранил мне жизнь. Сама Поля рассказывала мне, об этом спустя много лет...
Когда блаженная Поля гостила у нас, то к нам приходило и приезжало много народу, чтобы побеседовать и посоветоваться с ней. Вопросов и ответов было очень много. Блаженная Пелагия молилась красиво, осторожно, внимательно, ровно, словно маятник у часов, много молилась на коленях. Она много акафистов знала наизусть.
Я знаю один такой случай, когда слепенькая Пелагия стала креститься, и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то я хорошо помню, как она каялась! Блаженная Поля говорила - за кого из умерших мне молиться. За мою маму она сама целый год молилась, чтобы, как она сказала, мама прошла одно мытарство! Я догадался: за аборт, хотя она и не сделала его, но намерение тоже вменяется в грех.
Научила она меня читать Псалтирь и Каноны. А потом блаженная Пелагия благословила меня написать для одной бедной женщины весь Псалтирь. Блаженная девица Пелагия долго рассказывала мне значение разных псалмов, многих молитв. Однажды мы были вместе целых три дня: она только говорила, а я писал о значении каждого угодника Божия, кто от каких болезней помогает, многое другое... Полную тетрадь написал... Всегда говорила, что в храме надо строго всё соблюдать пред Богом, иметь страх, уважение к святыням. Человек рожден для рая...
Недопустимо ношение масок или искажение образа Божия в лице, нахождение идолов и собак в доме, разные гадания и обаяния... Если дом освящён - поселяется Господь, а если допустили собаку в дом - благодать Святого Духа уходит.
Блаженная Пелагия делала по десять тысяч поклонов за 14 часов молитвы в сутки. Блаженная Пелагия отмечала, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного - всё сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, говорила Пелагия, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом - значение Креста!»
Из воспоминаний протодиакона Павла Ивановича Смирнова (Рязань): «Близкий Богу человек... Всю, свою жизнь я прослужил в Борисо-Глебском соборе. Происхождением же из векового духовного рода. Очень трудно, рассказывая о блаженной Полюшке, удержаться от слез... В моей жизни святее Поли никого не было!
Еще в детстве родители выгнали слепую Полюшку на улицу. Сначала ее принимали Александр Андреевич и Мария, а уж потом ее взяли к себе Орловы. С трехлетнего возраста Господь избрал Полю на особое служение... Полюшку нужно чтить и осторожней быть. Ведь она такой святой человек, такой близкий Богу человек!.. Она прямо разговаривала со святыми угодниками Божьими, и особенно с преподобным Серафимом Саровским. Блаженная девица Пелагия была прозорливая, хотя и слепорожденная.
...Блаженная Пелагия была очень близка к нашей семье. Она чтила мою маму. Мама рано умерла... Это было еще в 1927 году. Поля тогда читала по ней Псалтирь на память. Вот что такое Полюшка! Ведь она любой акафист с первого раза — наизусть!..
Вот однажды я с женой Клавдией Васильевной приехал с вопросом к Полюшке. Дело в том, что меня хотели послать служить в Ливан. Поля сразу посоветовалась с преподобным Серафимом и благословения мне не дала... И я не полетел, потому что уже знал на многих примерах: как девица Пелагия сказала — тому и быть! В то время в Патриархии с ней очень считались, очень к ней прислушивались. И решение о моей командировке было отменено.
Управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер Николай Федорович Колчицкий тоже очень почитал блаженную Пелагию Рязанскую. По поручению патриарха Алексия (Симанского) он неоднократно посещал ее в Москве, чтобы получить от нее благословение. В столице Полюшку многие и знали, и чтили, и принимали... Да и в Киеве, и в Питере...
Некоторые молодые священники, которые Полю и не знали, возмущаются, когда узнают, что она поучала не только простых людей, но и монашество с духовенством...
Я под духовным руководством святой девицы Пелагии Рязанской прослужил в кафедральном соборе более пятидесяти лет. А теперь говорю всем, что Полюшка так сильно чтила сан и архиерейский и священнический, что старалась отвести недостойных от его принятия. А людей достойных, напротив, благословляла принимать сан.
Блаженную Пелагию Рязанскую прекрасно знал батюшка о. Василий Серебренников, который служил в Москве на Арбате в Филипповском переулке. Он был врач, ученый человек. Я у него лечил полипы на голосовых связках. Он составлял мне лекарства. А когда у меня в горле образовалась опухоль, то о. Василий советовал операцию. Я ему говорю, что был у Полюшки, что она сказала: «Операцию не делай»... По его совету я съездил на Черное море, но ничего не изменилось. А когда я вернулся в Рязань, то по молитве блаженной Полюшки полностью исцелился! Все прошло!.. Я вот рассказал, а вы зафиксируйте чудо Полюшки с моим горлом!
Блаженная девица Пелагия исцеляла людей от любых болезней и недугов. Несколько раз я видел, как она это делала: накрестит-накрестит травку мать-мачеху да раздаст больным — кому от сердца, кому от почек, а кому от легких.
Однажды на панихиде одна женщина подала мне читать поминальную записку. Там было написано: «Об упокоении блаженного Иоанна»... Она рассказала, что ее взрослая дочь болела страшной неисцелимой болезнью. Должна была умереть. Сама она солочинская, из Солочи — местного курорта. Ведь как было-то: чуть что случится, так люди сразу бегут к блаженной Полюшке. Вот и она побежала к ней. А Поля ей с порога говорит: «Поминай все время блаженного Иоанна». Она начала подавать на панихидах записки с его именем, и дочь ее быстро поправилась, совсем выздоровела.
Ваня Высоцкий — это у нас в Рязани был такой юродивый Христа ради. Его во время революции убили камнями первые безбожники. Он был очень сильный, прямо как богатырь».
Из воспоминаний Петра Г. Глазунова «Я хорошо помню, как к Полюшке слепенькой в Захарове часто приезжал поговорить, посоветоваться протодиакон Павел Иванович из Рязани... такой хороший голос имел! Так ему порчу навели — рак горла... а Полюшка его от этой опухоли исцелила... Протодиакон Павел и архиепископ Глеб (Смирнов) ездили к Полюшке часто, и они с ней о многом говорили и многому от нее поучались. А ведь большинство духовенства страшно боятся таких прозорливых людей, как Поля! Поэтому многие священники обижались на ее обличения да убегали... А если бы смирялись, то познали бы: как же легко с ней было жить! Ведь она сначала поругает-поругает, а потом сразу все наперед скажет...
Блаженная девица Пелагия очень укоряла матушек за то, что они толкают на стяжания священников за их нерадение о своих женских грехах пред Богом! Грех нерадения истязуется на пятнадцатом мытарстве: непокорность властям и мужу, ношение масок или искажение образа Божия в лице, нахождение идолов и собак в доме, разные гадания и обаяния. Она сказала, что таким матушкам предстоит страшное! В аду есть специальное место для таких матушек...(Еще она говорила, что помадка часто содержит собачий жир.) Если дом освящен - поселяется Господь, а если допустили собаку в дом - благодать Святого Духа уходит!
Из воспоминаний Марии Александровны Давыдовой (пос. Захарове Рязанской обл.): «Поля тут в Захарове то у одних пожила, то у других, а потом говорит Орловой: Насть, возьми, меня к себе. А у их только двое было детей-то... Как взяла Настя Полю к себе жить, так родила еще пятерых... Поля сказала детям — кто кем будет, когда вырастет. Поэтому они дразнили Ваню: прокурор, прокурор!.. Сейчас Иван работает прокурором.
Последний их сынок был крикливый. Поля говорит: « Вот, Настенька, сейчас кричит, а потом... к нему без стука никто не войдет». Сейчас он работает главным врачом в Москве...
Как-то раз Нина - Настина дочка — приезжает летом на отпуск. А Петя, Полин крестник, ее сынок, ночью умер - заспала она его! К утру уж холодный был... Так Полюшка его отмолила да выходила! По ее молитве Господь Петю оживил! Да, таких людей сейчас нет!
... Полюшка блаженная очень много людей вылечила, отчитала молитвой... и просто хворых и бесноватых лечила... Как-то Поля говорит хозяйке: Насть, скоро меня будут забирать... За что же это, Поля?.. Как за что? — говорит, — время такое!..
А как только забрали Полюшку в тюрьму так она им там давай акафисты наизусть, да все на свете... И ей там сказали: больше мы не будем тебя тут держать, а если еще будешь, принимать кого, вот тогда уж посадим и не отпустим. И поэтому Полюшка пока перестала принимать людей. Последний раз Поля сидела: в тюрьме в 1939 году...
Блаженная девица Пелагия предсказала войну с Германией еще задолго до ее начала, даже день знала! Сегодня, — говорит, — война началась... Никто не верил, ведь сообщили нам только на четвертый день-то. Полюшка говорила: немец дойдет до нашей хаты, а от нее его и погоним! Так и было все: задержались на один день, как предсказала Поля, и назад...
Блаженная Поля нам говорила: вот вы, когда на кладбище ко мне придете, меня не слышите, а я-то ведь вас слышу!.. Встаньте на коленочки и говорите, когда чего надобно вам, я услышу, помогу...
Наш отец Геннадий ведь очень ее почитает, а матушка его все время зажигает лампадку в часовенке на ее могилке. Эту часовню приезжали святить монахи из Сергиевой Лавры...»
Из воспоминаний Николая Петровича Орлова (пос. Захарово Рязанской области):
«Полюшка наша — это святой человек! Ведь как ее народ любил!.. К ней все идут с горем, а от нее - как на крыльях! Ведь она все скажет да все расскажет: кому помолиться, какому угоднику Божию молебен отслужить... Блаженная Пелагия многих молитвой отчитывала: и от разных болезней исцелила, и бесов изгоняла!.. Молитву читает, а сама рукой крестит — то лоб, то затылок. Великую силу от Бога имеет!
К Пелагии часто приезжали священники из разных мест, а чаще всего из рязанского храма Бориса и Глеба. Они сейчас уже не служат: на покое. А некоторые из них уже и умерли... Многие в духовенстве, кто ее знал, чтили нашу Полюшку. И сейчас ведь часто приезжают на могилку послужить. Вот и часовенку там поставили...
Некоторые женщины сами рассказывали про то, как стали свидетелями удивительного чуда. Это было еще до войны. Ехали они в соседнее село на телеге, а с ними Полюшка блаженная была, всю дорогу читала псалтирь на память. И вдруг начался дождь, как из ведра, а их прямо стеной обходил! Вот чудо-то! Кругом гроза, ничего не видать, а их тележка с лошадкой сухие!
Слепая Полюшка, конечно, такую великую силу имела!.. Ей уже в три годика от Бога все было дано!
Полюшка блаженная не раз повторяла: «Приходите потом ко мне на могилку и все мне говорите. И хотя меня с вами не будет, но я все равно услышу и помогу!» И помогает. Ведь народу немало у неё на могилке-то...
Из воспоминаний Нины Николаевны Воеводиной (Рязань): «...Пошли к Полиной могилке. А кладбище — совсем недалеко от храма. Как только приблизились мы к оградке кладбища, я вдруг услышала необычную музыку: не то перезвон, не то трели какие!.. Не могу объяснить даже: какое-то пение необыкновенное! Я никогда ничего подобного не слышала! Я — в недоумении... Ведь зима, восемнадцатое февраля, и такое пение... Подошли к Полюшкиной могилке, а пение все продолжается, прямо как хрустальный перезвон!.. И никакой музыкальный инструмент этого не сделает! Где нахожусь, не пойму, как на Небесах!
... Потом уже, когда мы возвращались с кладбища, я спрашиваю: «Тань, а кто же все-таки пел?» Она мне отвечает: «Так ты не поняла ничего?! Это же ангелы Божии святое место прославляли и радовались, что мы с тобой прибыли на Святую Землю!.. Теперь-то понимаешь?»
Вспоминает Петр Глазунов (Рязань): « Блаженную Пелагию Рязанскую очень близко знал и нынешний старец и духовник Псково-Печерского монастыря — архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он в то время служил вторым священником в Летово. Это совсем близко от Захарове, где жила слепенькая Полюшка.
А настоятелем Летовского храма был в то время знаменитый протоиерей Иван Иванович Смирнов — будущий владыка Орловский и Брянский. Так их и звали — «два Ивана». Блаженная девица Пелагия еще тогда наказала отцу Иоанну (Крестьянкину), чтобы он в будущем поминал как праведного архиепископа Глеба (Смирнова).
Отец Иоанн (Крестьянкин) часто бывал у Полюшки в Захарове, не реже, чем отец Иван Смирнов, я сам видел. Они вообще очень дружны были. Иногда он помазывал ее освященным маслом из пузыречка.
У самого отца Иоанна были разные скорби: то шесть лет — в тюрьме просидел, то монахи на него очень нападали, то еще чего... Полюшка его утешала.
А вот однажды блаженная Поля очень сильно его ругала, напоминала ему его забытые грехи! А он горько плакал и очень ее благодарил... Она сама снимала с его души грехи, ... в общем, учила его исповедывать. Девица Пелагия отцу Иоанну говорила: «Ты должен из человека как насос выкачивать грехи, как воду из колодца!»
Блаженную Пелагию Рязанскую очень близко знал нынешний архиепископ Варнава (Кедров), который сейчас Чебоксарский и Чувашский. Ведь он еще совсем маленький был, а она уже ему предсказала, что он будет владыкой! Это было так. Однажды тетя Дуня пришла к слепенькой Поле с двухлетним мальчиком Вовой. А Полюшка сразу перекрестилась и говорит: «Дай-ка я ему головку благословлю». И когда она ему головку крестила, то сказала: «Дунь, ты его береги, мальчик будет хороший, будет архиереем...»
Когда Владимир уже подрос, то девица Пелагия благословила его - к преподобному Сергию - учиться. Он вроде бы сомневался, что в семинарию его документы примут: ведь образование-то было — два класса!.. А она ему сказала: «Примут-примут, я уж преподобного уговорю и он все устроит!»
О нем были все время там очень хорошие отзывы... А какие прекрасные он делал митры!.. Сложнейшая работа!.. Позднее он был ризничим в Троице-Сергиевой Лавре.
У архиепископа Варнавы был родной дядя — протоиерей Петр Смирнов в селе Бахмачево, про которого блаженная Пелагия Рязанская говорила: «Отец Петр — батюшка святой жизни...» Она говорила нам, что он был прозорливый, что он получил от Господа золотой венец! Протоиерея Петра Полюшка слепенькая очень любила... Вот по молитвам Поли и своего дяди вся жизнь у владыки Варнавы и наладилась!
Иеросхимонах Сампсон говорил о блаженной старице так: «Я ее, Пелагею, почитаю за учительницу свою. Она меня научила молиться. Вернее, Бог через нее. Это было в Спасском. Она первый раз подошла ко мне. Вот это ее простое обращение к Богу, оно меня поразило. Она содрала с меня всю мою кожу. Кожа оказалась такой тонкой, тонкой пленкой. Выбросила в печку и больше ничего. Один раз и навсегда.
Даже опыты моего пребывания на допросах недостаточно открыли мне секрет плача, а она открыла. Поэтому я к ней отношусь с большим уважением. Она, конечно, не знает этого.
Любуюсь, как она молится, как она Богу предстоит».
Из воспоминаний старца Сампсона: «Молиться — это Богу предстоять... Это беседовать с Богом. Это такая простая-простая душа, которая сознает всю свою греховность, всю свою никчемность, свое бессилие, все свое омерзительное прошлое и имеет желание быть новой, проклиная старое все. Это сочетание богопредстояния — оно как раз выразилось у этой старушки (Пелагеи) так, очень просто.
Когда у нас зашел разговор об Иисусовой (молитве), она это по-своему восприняла, по-настоящему восприняла. «Помилуй меня» — так, как схимонах афонский Силуан...
Она (Пелагия) каменно верующая. Вот нам всем образец. И когда я ее соборовал, она умирала, я убедился в этом. Я видел ее сияние, которое исходило от нее, при чтении 7-й молитвы, когда я кончил Евангелие. И она смеялась, когда я ее причащал. У нее был детский смех. Нам это непонятно, эта радость была детская. Для нас, погрязших в страстях, для нас непонятно».
Блаженная Пелагия мирно отошла ко Господу в 1966 году и почитается в Рязанской епархии, как местночтимая святая.
Блаженная Пелагия, моли Бога о нас!
Блаженная старица Пелагия рассказывала своим духовным чадам: каким святым дана Господом благодать исцелять, советовала обращаться к этим святым угодникам при разных нуждах и болезнях, учила читать Псалтирь, объясняла смысл и назначение каждого избранного псалма:
О стяжании твердости и непоколебимости в вере необходимо молиться - пророку Амосу, пророку Даниилу, апостолу Павлу.
Об ограждении имущества от хищений: святому генералу Иоанну Воину.
Об избавлении от заражения крови: мученику Смарагду Римскому.
О стяжании любви, смирения и сердечной тишины: преподобному Серафиму Саровскому.
О правильном окормлении паствы: святителю Григорию Богослову.
О помощи в родах: Божией Матери в честь Ее иконы «Феодоровская».
О получении работы: страстотерпцам князьям Борису и Глебу.
О приобретении любви к молитве: святителю Иннокентию Иркутскому.
Об исцелении больных ног: мученику Трифону, преподобному Симеону Столпнику, преподобному Серафиму Саровскому.
О разорении совета лукавых: пророку Моисею, Святителю Иоанну Златоусту.
Об исцелении от рака и опухолей: праведному Никодиму, преподобной Макрине.
Об избавлении от огня вечного: святителю Порфирию Газскому.
О приобретении жилья: Божией Матери в честь Ее иконы «Нерушимая Стена», пророку царю Давиду, двенадцати братьям — греческим строителям храма в ближних пещерах Киевской Лавры.
Об исцелении от болезней груди и чрева: апостолу Иоанну Богослову.
О даровании бесстрашия, против страха смерти: мученику Вонифатию.
Об умягчении ожесточенного сердца: пророку царю Давиду.
Об исцелении от болезней головы: пророку Иоанну Крестителю.
Об исцелении от геморроя: мученице Анисии.
О даровании жизни в достатке: Божией Матери в честь Ее иконы «Спорительница хлебов», пророку Илии, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Спиридону Тримифунскому, священно-мученику Харлампию.
О приобретении доброго к себе отношения: пророку царю Давиду.
Об исцелении от женских болезней: преподобному Ипатию.
О даровании непрестанной молитвы: пророку Даниилу.
Об избавлении от беды и горя: Божией матери в честь Ее иконы «Избавительница».
Об ограждении от насильственного содомского осквернения: мученице Агнии.
Об исцелении от болезней глаз: Божией Матери в честь Ее иконы «Казанская», святителю Никите Новгородскому.
Об обращении как к адвокату в тяжбенных вопросах: святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму Саровскому.
О стяжании дара благодати познания истины: Божией Матери в честь Ее иконы «Живоносный Источник».
Об избавлении от лютых гонений антихриста и принятия его проклятой печати: семи отрокам Ефесским (акафист).
Об исцелении от болезней рук: Божией Матери в честь Ее иконы «Троеручица», преподобному Иоанну Дамаскину.
О прощении тяжких грехов: Спасителю, Божией Матери в честь Ее иконы «Взыскание погибших», праведному Иосифу Обручнику.
Об исцелении от разных болезней: Божией Матери в честь Ее иконы «Целительница», архангелу Рафаилу, праведному Симеону Богоприимцу, священномученику Панкратию.
О даровании детям любви к родителям: великомученику Пантелеймону.
О даровании разумения истины: пророку Иоанну Крестителю.
Об укреплении верности Богу: пророкам Илии и Еноху, мученице царице Александре Римской.
Об исцелении от припадков: мученикам Никите и Аниките.
Об избавлении нераскаянных от огня вечного: святителю Порфирию.
Об избавлении от голода и страха смерти: пророку Даниилу.
Об исцелении щитовидной железы: мученику Вонифатию.
О взятии человека от сей жизни, если угодно Богу, который в обузу (капризный лежачий, невменяемый и т.д.): мученику Тимофею и мученице Мавре.
Об избавлении от болей в пояснице (радикулита, почек и др.): преподобному Феодору Молчальнику.
1 псалом — читать, чтобы устоять в исполнении заповедей Господних. Он о блаженстве праведных.
2 псалом — читать для избавления от вечной погибели.
5 псалом — читать для стяжания любви к молитве.
15 псалом — для того, чтобы всегда видеть Господа.
19 псалом — для подготовки к пришествию антихриста.
20 псалом — чтобы вразумить лукавого человека.
21 псалом — для получения прощения тяжких грехов (18—20 мытарства).
26 псалом — чтобы устоять и в брани духовной и на войне; от чародейства и при любых искушениях. («Кто будет читать его три раза в день — того Господь проведет по воде, яко по суху!»)
29 псалом — при боязни пострадать за Господа.
33 псалом — во избежание жажды в пище и питии.
39 псалом — чтобы исполнить волю Божию и иметь готовность к самопожертвованию.
43 псалом — чтобы в доме пребывала благодать Божия.
44 псалом — для того, чтобы всегда видеть Божию Матерь.
45 псалом — чтобы быть непобедимым. Это гимн победы над врагом.
49 псалом — чтобы не поколебаться и не изменить Господу (почаще читать духовенству — от высокомерия).
63 псалом — чтобы не принять печать антихриста. Ещё читать молитву, находящуюся в конце первой кафизмы Псалтири: «Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило...»
69 псалом — для достойного отражения нападок врагов.
78 псалом — для избавления христиан от мучений и смерти.
83 псалом — чтобы наследовать Царство Небесное
90 псалом — чтобы иметь от Спасителя власть побеждать зло.
139 псалом — для того, чтобы иметь молитву и работу (или пенсию).
141 псалом — чтобы быть готовым к гонениям.
Библиография
«Угодница Божия Пелагия Рязанская», Москва: Альманах «Жизнь вечная»
Выпуск 18,
«Старец иеросхимонах Сампсон.
Беседы и поучения», т. 2, Москва,