Старец Варсонофий  

(1880 - 1954 гг.)

15 августа 1880 года в деревне Лозоватке, Елисаветградского уезда, Херсонской губернии, в благочестивой крестьянской семье у Григория и Татьяны Юрченко родился сын. Мальчика нарекли Василием. О детских годах и юношестве Василия известно очень мало.
После успешного окончания школы он поступил в Новгородковскую церковно-учительскую школу, закончив которую, проработал два года учителем начальной школы в г. Александрия (Херсонской губернии).
В 1907 году Василий поступил в Киево-Печерскую Лавру, где в течение восьми лет жил и одновременно учительствовал. Для продолжения образования послушник поступает в 1915 году в Херсонскую Пастырско-Миссионерскую Семинарию.
24 марта 1916 г. (с.ст.) он принял монашеский постриг с именем Варсонофий в честь святого Варсонофия, епископа Тверского (память 4/17 октября; 11/14 апреля). По окончании курса он был оставлен при Семинарии и назначен игуменом Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря.
Наступили годы безверия. В 1920 году монастырь закрыли. Отец Варсонофий был арестован... Через некоторое время отец Варсонофий был освобожден и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки около Елисаветграда (Кировограда), где своим искренним и ревностным служением вскоре приобрел всеобщее уважение, как среди верующих, так и среди духовенства.
Отец Варсонофий проявил себя неустрашимым обличителем обновленчества. В 1923 году он был назначен епископом Онуфрием (Гагалюком) в г. Александрию миссионером по борьбе с обновленчеством во всем Александрийском округе. Вскоре он вернулся на место прежнего служения с. Высокие Буераки, где был арестован и препровожден в заключение в Александрийскую тюрьму, здесь ему предстояло пробыть с осени до начала Великого Поста.
В 1924 году от. Варсонофий был освобожден из заключения. К этому времени православная община, начавшая работу по организации прихода, добилась у гражданских властей передачи ей одного из четырех обновленческих храмов. В храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и был назначен от. Варсонофий настоятелем и благочинным всего Александрийского округа. Необычайная приветливость, искренняя любовь, внимательное отношение к каждому, ласковое, кроткое и смиренное обращение вызывали ответную любовь и уважение среди верующих. Верующие христиане говорили: «Бывало зайдешь в будний день на его службу: умеренный, мягкий голос раздается пред престолом, и какая-то мирность и умиление наполняют душу».
В скором времени Храм наполнился верующими со всего города. Многие, побывав на богослужении, приходили к от. Варсонофию на квартиру за советом, спрашивая, что предпринять, чтобы и у них была правильная церковь, и получали необходимые наставления. Он призывал верующих не осуждать запутавшихся в обновленчестве братьев, а молиться о них... Со временем все обновленческие храмы опустели, и большая часть духовенства города принесла покаяние, а в округе из 80-ти обновленческих приходов не осталось и десяти...
Старец Варсонофий несколько раз подвергался арестам, был и открытый судебный процесс, на котором от. Варсонофий мудро отвечал на все вопросы судебного следствия, что послужило к еще большему его прославлению. Процесс не вызвал серьезных последствий, и дело ограничилось только денежным штрафом.
В том же 1924 году местные власти пытались обвинить от. Варсонофия в организации народного бунта. Было заведено дело. Арестовали некоторых членов приходского совета и самого от. Варсонофия как организатора бунта... Спустя три месяца, после рассмотрения дела в высших инстанциях, все были освобождены.
В 1926 году от. Варсофий получил распоряжение о назначении его настоятелем в город Первомайск Одесской епархии... Уже после первой службы в соборном Храме г. Первомайска весть о нем разнеслась по всему округу... Приходили священники и миряне за советом, спрашивали, как перейти в Православие из обновленчества...
На второй день Троицы от. Варсонофий был арестован и заключен в Харьковскую тюрьму, но по истечении нескольких месяцев вновь освобожден без права выезда из Харькова. Он с трудом нашел себе приют в чужом городе, однако, скоро приобрел всеобщую любовь и уважение в православном храме, который посещал.
Старец Варсонофий прожил в Харькове пять лет до 1931 года. Старец поддерживал своих духовных чад не только во время встреч, но письмами. Вокруг него образовалась община из местных жителей, из мирян Донбасса, Кубани. Полтавы, Херсона, Одессы, Белордаии. Его посещали священники и миряне. Старец Варсонофий всем желающим жить богоугодно давал правило: утром вычитывать - утренние молитвы и полунощница, в обед - часы, вечером - повечерие с вечерними молитвами. Старец обладал даром прозорливости, по его молитвам исцелялись больные.
1-го января 1931 года был произведен повсеместно в одну ночь массовый арест оставшихся на свободе епископов, духовенства. Был арестован и старец Варсонофий. На сей раз, он подвергался многим и разнообразным пыткам. Более пяти суток подряд старцу не давали заснуть, он всё это время должен был стоять (или сидеть) под наблюдением сменяющихся часовых. Его избивали, держали в одиночках инсценировали расстрелы. Лишали пищи, а потом сытно кормили и не давали пить...
Старец Варсонофий говорил, что тюрьма была для него духовной школой. Пятилетний срок старец Варсонофий отбывал в концлагере, расположенном в закрытой Саровской обители.
В лагере старец Варсонофий отказывался от какой бы то ни было работы в воскресные и праздничные дни, ни под каким предлогом не давал изменять свой облик, его насильно остригали и сбривали бороду. Старец никогда не унывал, все время посвящал молитве, находил силы утешать и поддерживать других... Его одухотворенный, светлый внешний вид, ласковое обращение всегда привлекали к нему многие сердца.
После многочисленных избиений к моменту выхода из лагеря он стал сгорбленным инвалидом, передвигаться мог только при помощи костылей. Отец Павел, келейник старца Варсонофия, вспоминал: «В концлагере, в Сарове, когда от. Варсонофия избитого оставили в сарае в пятидесятиградусный мороз, Господь сподобил его великой милости внутреннего духовного озарения, утешая и согревая его». Позже старец Варсонофий скажет: «Господь сохранил мне жизнь, чтобы многих ныне привести ко спасению».
Вследствие его инвалидности и по ходатайству родственников перед властями, по окончании срока ему удалось вернуться в Харьков. Внешне он изменился, но внутренне остался тем же. Не теряя ни минуты, принялся он за спасение душ человеческих. Он совершал богослужения ночью как у себя дома, там и у духовных чад. В эти годы совершение треб было затруднено и не безопасно. После 1935 года, по причине преследования духовенства, старец Варсонофий в простой русской длинной рубахе, подпоясанной поясом, посещает своих духовных чад в прежних своих приходах, так и живущих на Кубани, Донбассе, Белоруссии, в Одессе и других городах Украины. Цель посещений: совершение таинства Божественной литургии, исповедь и причащение духовных чад. Из воспоминаний духовного сына старца, который сопровождал старца Варсонофия в г. Херсон: «Там, на окраине города, в доме, находящемся в глухом месте и огражденном высоким забором, батюшка Варсонофий исповедывал в течение двух дней и ночей приходящих людей, которые друг другу передавали о его местонахождении. Не было у него времени и поесть».
В 1936 году в Одессе, старец Варсонофий был выслежен и арестован. По окончании следствия он, уже полный инвалид, был осужден НКВД на новый срок заключения на Колыму.
Однажды он сильно заболел, состояние было таким тяжёлым, что его посчитали умершим и «выбросили тело», а утром нашли сидящим среди трупов. Сам старец Варсонофий об этом случае рассказывал следующее: когда его « выбросили» - он был без сознания, очнувшись, он почувствовал тепло. Свет озарил ночное небо, явился Сам Христос, Который протянул ему руку и сказал: «Дерзай, ты мне еще нужен на земле для проповеди Евангелия».
В период гонений на Церковь старец Варсонофий 25 раз подвергался аресту. На всех допросах вел себя бесстрашно, с достоинством. Ему пришлось отбывать срок во многих лагерях: Темниковских, Алатырских и на Колыме.
В 1941 году старец Варсонофий был освобожден из заключения. Залечивая раны, полученные за десять лет заключения, он пролежал два года в Магаданской лагерной больнице и два года в больнице бухты Находки (по 1945). Откуда был перевезен в г. Пятихатки, Днепропетровской области. В 1945 году старец Варсонофий переехал в г. Харьков на амбулаторное лечение. С 1946 года старец проживал в г. Краматорске, продолжая харьковский курс лечения, в мае 1948 года был определен епископом Донецким Никоном (Петиным) клириком Св. Покровской церкви г. Краматорска. Духовные чада, посещавшие его в то голодное время, говорили, что старец Варсонофий еще не оправился от своих ран и выглядел очень болезненным. На ногах были по-прежнему незаживающие раны, которые постоянно сочились, ходил он на костылях, одна нога не сгибалась. Однако физически немощный старец продолжал помогать страждущим.
Вот лишь одно из свидетельств о духовной поддержке старца: схимонахиня Варвара рассказывала, что при посещении прозорливого старца Варсонофия в 1947 году в г. Краматорске узнала от него о предстоящих неприятностях, которые её ожидали: исключение из колхоза, осуждение и высылка. Она убеждена, что только благодаря молитвам её духовного отца буря нападок утихла.
2-го октября 1950 года епископ Херсонский и Одесский Никон назначил старца Варсонофия настоятелем Греко-Софиевской церкви г. Херсона... Здесь благодаря усилиям старца удалось приобрести два дома для инокинь и послушниц Благовещенского и других монастырей, которые после закрытая обителей нуждались в крове и пропитании. Старец Варсонофий поддерживал, наставлял и утешал монахинь.
9 ноября 1951 года Архиепископ Херсонский и Одесский назначает его настоятелем Троицкой церкви с. Старой Збурьевки, Голопристанского округа, Херсонской области. И в этом Храме прихожане горячо полюбили нового пастыря, которому были открыты все их грехи и немощи. Многих своих воспитанников он посылал в Киево-Печерскую Лавру, там впоследствии они становились истинными монахами. Здесь же старец Варсонофий был возведен в сан архимандрита.
25 июня 1954 года архимандрит Варсонофий был назначен на священническое место в Екатерининский Собор г. Херсона.
В последние дни своей жизни старец Варсонофий много болел. Ему был заранее открыт день, когда Господь призовет его к Себе, поэтому он стал готовиться к смерти. 17 октября 1954 года в день своего Ангела, после исповеди и причащения Святых Христовых Тайн старец Варсонофий мирно отошел ко Господу.
Отпевание совершалось в Екатерининском Соборе благочинным протоиереем Борисом (Старком) и духовенством г. Херсона... После отпевания по монашескому чину, гроб с телом праведника был обнесен вокруг Храма, далее погребальная процессия через весь город направилась к городскому кладбищу. Вблизи Храма Всех Святых тело старца Варсонофия было предано земле.
С момента погребения ежедневно к могиле старца Варсонофия приходят верующие, совершаются панихиды, возносятся молитвы об упокоение его души. Собрано множество свидетельств чудесной помощи, молитвенного ходатайства пред Господом старца Варсонофия за людей, которые, находясь в скорби или нужде, призывали его имя. Приведем лишь несколько свидетельств:
Из рассказа Веры (с. Зеленовка, Херсонской области): «Мои оба сына были пьяницами, и что только ни предпринимала, как их только ни лечила, ничего не помогало. Тогда я обратилась с просьбой к отцу Варсонофию. Отслужила панихиду на могиле батюшки, и мои сыновья перестали пить».
Из рассказа схимонахини Варвары ( г. Александрия): «У одной женщины плохо жили дочь и зять, часто ссорились по пустякам... Она усердно молилась Господу и призывала в молитвенную помощь отца Варсонофия. И ей было откровение. Она увидела батюшку, идущего по воздуху, который сказал: «Все уладится, я за вас молюсь»... После этого видения дочь и зять стали жить мирно и дружно».
В селе Новая Прага, Александрийского района, Кировоградской области, по молитвам старца Варсонофия был исцелен юноша, который не мог ходить.
У Волкова Николая Михайловича (г. Херсон) в 1991 году возникли сильные боли в области живота, которые не утихали на протяжении года. Он получил исцеление лишь после молитв у могилы старца.

Уже подготовлены документы к канонизации преподобного Варсонофия исповедника Херсонского и написана икона.
День памяти предложено праздновать 4/17 октября в день Ангела и преставления.

МОЛИТВА

О Благоблаженне и преподобне отче наш Варсонофие, пастырю добрый и истинный строителю винограда Христова, исповедников славо, преподобных сподвижниче, праведним совесельниче, православным людем наставниче и уставов Церковных хранителю, ньше на небеси Святей Троице со всеми Святыми предстояй! Молимся Тебе, яко чадолюбивому отцу нашему, и от сердца с любовью вопием: о преподобне отче Варсонофие, поминай стадо Твое, еже мудре собрал и сохранил в годину лютых испытаний от неверия, ересей и расколов; соблюди Твоими молитвами православную паству, и не презри нас чтущих пречестную и многорадостную Твою память. Сохрани град наш, храмы и страну нашу, от враг видимых и невидимых. Очисти наша согрешения и отжени от нас облак страстей и искушений, просвети наша душевныя очи, смысл чисти и разум освяти. Моления наши ходатайственне всех Творцу и Избавителю, в Троице поклоняемому Богу нашему принеси, яко да согрешении наших оставление улучим, благодатию и Человеколюбием Господа и Бога нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу и Святому Духу слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


-----------------------------------
1. Священник Михаил Едлинский, священник Георгий Едлинский
Любящее Господа сердце: Труды. Проповеди. Воспоминания, Киев, Изд-во: «Дух и литера», 2004г.
2. При подготовке очерка использовался материал следующих сайтов: http://www.orthodox.org.ua/page-713.html
http://www.orthos.org/grodno/gev/march2003/mes.htm
http://www.orthodox.org.ua/pagetopic-51.html


Вернуться на главную страничку
Вернуться в содержание
Для писем

Hosted by uCoz