Святой преподобноисповедник Гавриил (Мелекесский)

(1888-1959 гг.)

 

 

  Икона святого преподобноисповедника Гавриила Мелекесского

 

  23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Пензенской губернии в крестьянской семье у Ивана и Варвары Игошкиных родился мальчик. Во святом крещении младенец получил имя Иоанн, в честь блаженного Иоанна Власатого Милостивого. Благочестивые родители сына воспитали в заветах строгого благочестия. Иоанн был старшим сыном в семье, поэтому ему с малых лет пришлось помогать отцу в работе. Иоанну удалось окончить двухклассное духовное училище и в 1903 году поступить послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии. В 1909 году послушника Иоанна призывают на военную службу в город Ковно. В Ковенской крепостной артиллерии на должности певчего при военном соборе он прослужил до конца марта 1913 года. Возвратившись домой, Иоанн вместе с родителями занялся крестьянским трудом, но в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, был призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при военном госпитале. В конце 1917 года он был демобилизован по болезни и вернулся к родителям. Служил псаломщиком в храме во имя Рождества Христова.
В январе 1921 года архиепископом Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским) Иоанн был рукоположен во диакона к Свято-Троицкой церкви города Покровска (г. Энгельс), а в 1922 году – во священника. В 1923 г. архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой о. Иоанна, который по приезде в Москву был назначен вторым священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
Духовник обители и настоятель Покровского храма архимандрит Сергий (Сребрянский) стал для о. Иоанна живым образцом пастырского служения. (Отца Сергия в 1926 году арестовали.)
В 1929 г. в московском Богоявленском монастыре иерей Иоанн был пострижен в монашество с именем Гавриил, год спустя возведен в сан игумена. После закрытия Марфо-Мариинской обители он служил в храме святителя Николая в Пыжах. 14 апреля 1931 г. игумен Гавриил был арестован и 30 апреля 1931 г. приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском лагере Екатеринбургской области. Здесь он пробыл до 29 июня 1932 года, после чего по состоянию здоровья был освобожден досрочно и выслан в город Ростов Ярославской области под наблюдение местного отдела ОГПУ, через полтора месяца отправлен в город Владимир отбывать оставшийся срок ссылки – до декабря 1933 года. По окончании срока ему был выписан паспорт, и он вернулся в Москву, где был назначен настоятелем храма святителя Николая в Пыжах. В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым) он был возведен в сан архимандрита.
19 августа 1934 года в праздник Преображения Господня во время богослужения его арестовали, обвинив в принадлежности к активной контрреволюционной церковно-монархической группировке. 3 октября 1934 года он был освобожден за не доказанностью вины.
Вскоре церковь, в которой служил архимандрит Гавриил, была закрыта, и его перевели в храм Покрова Богородицы села Звягино Пушкинского района Московской области. (После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь, он перешел на служение в храм во имя Сошествия Святого Духа в г. Пушкино.) Прихожане московских храмов почитали старца Гавриила, верили в силу его молитв и его заступничество пред Богом, многие стали ездить к нему в Звягино. Пастырь, просвещенный благодатью Божией, умудренный жизненным опытом, умел находить путь к каждому сердцу. После службы в храме, а иногда и дома он проводил духовные беседы, разъясняя Священное Писание. Вместе со своими духовными чадами собирал пожертвования для отправки в лагеря высланным священникам.
4 ноября 1936 г. во время праздничного богослужения он был вновь арестован и по этапу препровожден в Ухто-Печерские лагеря НКВД. Во время пребывания в лагерях он претерпел много издевательств. Его избивали, выводили на улицу и заставляли часами стоять в 40-градусный мороз босиком. Однажды даже решили подсыпать ему яд в пищу, но Господь открыл батюшке умысел зложелателей, – он помолился, перекрестил еду и сказал: «Напрасно вы меня травите. Вы мне яду подсыпали. Я съем эту еду, как вы этого хотите, и она не причинит мне вреда». Злоумышленники переглянулись, стали смеяться и ждать, что батюшка умрет. Но с Божией помощью он остался жив и невредим.
После освобождение в 1942 году, он уехал к сестре в Пензенскую область, позже несколько лет проживал у двух глубоковерующих старушек в деревне Базарный Урень Ульяновской области. Отец Гавриил тайно совершал в их доме Божественную литургию, исповедовал, причащал Святых Христовых Тайн, совершал требы. Частенько ему приходилось бывать у старца Василия в Копышовке, служить у него в доме литургию, причащая старца и всех желающих. Очевидцы вспоминали, что на исповеди он говорил так, что многие плакали. Отец Гавриил обращался к иконе Спасителя и говорил: «Господи, прими эти слезы покаяния и прости их согрешения». Он везде старался выполнять свой пастырский долг, окормляя верующих.
В 1946 г. архимандрит Гавриил получил назначение в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» в Ульяновске. По свидетельству духовных чад старца, Божественную литургию он всегда совершал с особым духовным подъемом, со слезами молясь за прихожан... Власти, видя, каким он стал пользоваться авторитетом и уважением, решили отказать ему в прописке, и он был переведен настоятелем Никольской церкви в город Мелекесс (ныне г. Димитровград) Ульяновской области.
По приезде в Мелекесс он купил небольшой домик, благодаря денежной помощи брата Григория, который проживал в Москве и работал на заводе.
С началом служения архимандрита Гавриила в Никольской церкви в воскресные и праздничные дни стали проводиться духовные беседы, на которых толковались прочитанные во время литургии главы из Евангелия, изучались молитвы. В церковь стало ходить много молодежи и детей. В одной из проповедей он сказал: «Родители, чтобы не допустить детей к неповиновению, нужно им всегда внушать слово Божие. Утром встанет дитя – заставить его молиться, приучать к страху Божию, тогда дети будут расти послушными».
Из воспоминаний монахини Марии (Гоголевой): «...я первый раз пошла в храм. Эта церковь, куда мы ходили, потом сгорела. Стояла она на улице Куйбышева, в ней отец Гавриил как раз и служил. Вот я вошла в храм, меня поставили на солею. Народу было много, а я молиться не умею – верчусь... Тот одернет меня, другой замечание сделает, и вот отец Гавриил вышел и говорит: «Ребенка этого не трогайте». Мне тогда было девять лет. Батюшка вышел после службы, меня благословил, по головке погладил, дал конфет. А тогда тяжелое время было. О, я так конфеткам обрадовалась! Вскоре соседка мне говорит: «Пойдем опять»... Приходим, а батюшка говорит: «...Я тебя сегодня приглашаю к себе». Я пришла, меня там накормили, приласкали. Очень мне у отца Гавриила понравилось... Там жили две монашки. Отец Гавриил говорит: «Вот моим бабушкам будешь помогать». И устроил меня к просфорнице. Старушка одна там пекла просфоры, и я ей стала помогать.
Я день у отца Гавриила пропадаю, другой пропадаю... Мама пришла, шум подняла... Он ее позвал, говорил с ней долго... После того как мама поговорила с батюшкой, то меня уже не ругала и стала к нему отпускать.
Бабушка, которая пекла просфоры, потом уехала, и некому стало их печь. Я осталась одна. А батюшка Гавриил был строг - если женщина, например, с мужем живет, он не разрешал ей печь просфоры. А я что одна? Ни печку не затоплю, ни дров не могу наложить. Но он благословил сторожей, уборщицу мне помогать, и я так и пекла. Потом пойду в школу - то урок не выучу, то еще что-то, в школе-то все смеются, что в церковь хожу, тогда ведь как было… Я огорчалась, плакала, и батюшка начал меня ругать: «Ну, какая ты Христианка, если ты боишься, что над тобой смеются? Смотри - Спасителя распяли, но Он вытерпел все, а ты не хочешь терпеть, если тебя дурой или монашкой обозвали». Так он меня ободрял. Это было в 1948 году... Стала слабее учиться... Батюшка тогда стал говорить: «... «Ты эту задачу решила? Сядь и реши вот так». Он как бы со мной вместе заново в школе учился, все мои дела знал. На экзамен иду, он мне говорит: «Ты вот этот билет повтори... Он тебе достанется». И, правда, доставалось то, на что он мне указывал...
Частенько ездил он в Ульяновск и всегда меня с собой брал. И вот в один прекрасный день, когда мы ночевали в Ульяновске с его племянницей, к нам вдруг стучатся. Входят милиционеры и говорят батюшке: «Вы арестованы!» Он перекрестился и говорит: «Видно, моя горькая чаша недопита!»
Когда его забрали, и он был в тюрьме, я ездила к нему и в Ульяновск, и в Поливаново... Мне сказали, что та тюрьма, где батюшка, от Ульяновска недалеко, вот я и рискнула... К нему подошли, спрашивают: «Есть у тебя родственники?» Он говорит: вот такая девочка есть, моя внучка. Назвал мое имя, описал, как я выгляжу, и даже одежду, как будто он меня через стену, как через стекло, видел. И нам разрешили свидание... И когда он вышел, я так обрадовалась: вместо дедушки да батюшка. Он меня благословил, и нам три дня разрешили быть вместе.
Так издевались там над ним, заставляли воду качать, делать всю тяжелую работу... Один только раз я была у него. Потом он вышел из тюрьмы, его начали здесь притеснять. Бояться его стали. В алтарь не пускали - он встанет в конце, молится... Но люди его очень любили, к нему очень много ходили, советовались, он такой добрый сердцем был. За всех переживал, всем помогал. Когда я приезжала в отпуск, всегда к нему заходила побеседовать, спросить совета... Когда тяжело на душе, помолишься: «Батюшка, помоги, не могу терпеть!» - и как-то полегчает. Пошла я однажды в лес, заплуталась, кричу: «Батюшка, я не знаю, куда мне идти, помоги мне!» И слышу его голос, его не вижу, а только голос: «Налево, налево иди!» Вот так он мне помогает.
Когда батюшка вышел из тюрьмы, его вдруг пригласили на исповедь, и он говорит: «Пойдем, Мария, кого-то исповедовать надо». Пришла машина, мы уселись в нее, и нас привезли к тому судье, который батюшку посадил в тюрьму. Судья заболел раком и сказал: «Мне никакого батюшки не надо, кроме отца Гавриила». И вот батюшка исповедовал его часа два, вышел оттуда весь мокрый и говорит: «Я за девяносто лет не слышал такой исповеди, как от этого судьи». И как только он вышел, этот человек скончался. Дождался, когда отец Гавриил выйдет из тюрьмы, его исповедает, причастит... Умирающий просил у него прощения за то, что такую статью ему приписали. И так плакал, так плакал. На батюшку сильно исповедь подействовала... Отец Гавриил был духовным чадом отца Алексия Мечева...»
8 июля 1949 г. старец Гавриил был арестован по доносу церковного регента, его приговорили к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. Скорбящим прихожанам он пророчески сказал, что это его последний суд. Когда надзиратель первый раз вел отца Гавриила в камеру по длинному коридору, батюшка несколько раз, из-за одышки и сильной сердечной боли, просил отдохнуть. Надзиратель внимательно смотрел на батюшку и думал, что в первую же ночь убьют его. Когда открыли дверь камеры, батюшка вошел туда и возгласил: «Мир вам!» Отец Гавриил сразу сказал, что он священник, и начал молиться, заключённые скоро притихли и стали слушать молитву, в которой отец Гавриил поминал всех страждущих и озлобленных... Позже в лагере отец Гавриил продолжал свое пастырское служение: вел беседы с заключенными, исповедовал, отпевал умерших.
Из воспоминаний старца Гавриила: «Однажды под давлением всего пережитого я лег на свое убогое ложе с намерением скорее заснуть. Измученный переживаниями целого дня, я действительно в ту же минуту погрузился в глубокий сон. Увидел я себя стоящим в конце площадки перед бараком. Одноэтажный длинный барак тянулся с северо-востока на юго-запад, перед ним была небольшая площадка... Я стоял на конце площадки с южной стороны. Там стояли и другие, преимущественно старики, народу было немного. Окинувши взглядом площадку, я посмотрел и на барак, и дальше на запад. Взор мой прикован был чудным видением. Низко на облаках плыла величественная женщина – Монахиня, одетая во все черное и с черным апостольником на голове. Взор Ея блистал, лицо светилось, красоты было неописуемой. Величественно Она плыла по воздуху и плавно опустилась на середину площадки к стоящему народу. В мыслях у меня промелькнуло, что это Матерь Божия пришла посетить нас, скорбящих, и подать утешение в печали. Скорыми шагами я направился к Ней, но здесь глазам моим представилась другая – жуткая картина. Недалеко от того места, где Она опустилась, далее к востоку среди народа стоял огромного роста бурый медведь. Он стоял, как копна, вернее, сидел на задних лапах с вытянутыми вперед передними лапами. Я задрожал от испуга, что этот великан-зверь растерзает Монахиню. Она же шла прямо на него... Она не дошла до него. Как только увидел Ее этот страшный великан-зверь, рассыпался, как прах, исчез бесследно...
Матерь Божия двигалась по тому же направлению, как и вначале, то есть дальше на восток. Народ подходил к Ней, и Она каждого благословляла, что-то давала каждому в руку. Все с радостью спешили к Ней получить благословение и получить во утешение то, чем Она оделяла всех. Спешил и я, но вследствие того, что я стоял на самом конце площадки, скоро не мог подойти, и тем более, когда весь народ тесным кольцом окружил Ее со всех сторон. Когда подошел я к первым получившим от Нее гостинцы, спросил: что Она раздает? Один благообразный старичок показал мне только что полученную от Нее круглую небольшую лепешечку размером, видом и цветом наподобие печенья; разломивши пополам, старичок половину отдал мне. С радостью я взял как дар и благословение Матери Божией, а сам употреблял все меры, чтобы самому подойти и лично получить от Нее благословение и гостинец. Но сего по моим грехам не удостоился, ибо, только я получил половину лепешечки, врученную мне старичком как небесный дар, как благодать Божию, как небесный хлеб, данный людям в благословение, освящение и подкрепление духовных и телесных сил, я с благоговением принял его во уста и тут же проснулся, чувствуя сладость во устах.
Проснулся я с большим сожалением, как бы потерявши сокровище и драгоценности, не удостоившись лично получить от Матери Божией то, чем Она утешала многих. Я сокрушался и был в великой печали, что по своим грехам не удостоился получить благословение. Во время такого печального раздумья меня осенили отрадные мысли. В них слышался мне как бы голос, отрадный голос Самой Матери Божией, ласково и непонятно откуда раздававшийся в ушах моих: «Не печалься, – вещал сей таинственный голос, – видение сие для тебя не окончено, а только прервано, оно продлится для тебя в самой жизни. Ты идешь и стремишься получить благословение и милость. Не ослабевай, терпеливо продолжай путь, вместе с благословением получишь милость и дар». Настоящие мысли ободрили меня.
Хотя лично я не удостоился получить от Матери Божией гостинец, которым Она оделяла подходящих к ней, однако и не лишен был благодатного утешения, которое получил через старичка в виде половины сладостного печенья. И оно имело для меня пророческое значение, а именно: я пробыл в лагере на этот раз половину срока, данного мне, после которого я удостоился уже наяву получить благословение на возвращение домой, как вещал мне сей таинственный голос, и дар освобождения».
Находясь вдали от духовных чад, архимандрит Гавриил поддерживал их молитвенно, не оставлял без пастырского попечения, хотя сам находился в несравненно более тяжелом положении. Он постоянно присылал в своих письмах наставления и проповеди. Свои письма он начинал, испрашивая милость, мир и благословение на всех словами: «Возлюбленные о Господе чада, боголюбивые братия и сестры!.. Возлюбленные чада, не меняйте свои сокровища духовные на страсти и пороки, делами милосердия отправляйте их в страну вечности, там они будут вашим богатством духовным. Украшайте свои души добрыми делами, чтобы быть достойными Небесного Жениха Иисуса Христа. Тогда, как отправитесь в путь и пришедше в страну вечной жизни, услышите от Него радостный призыв: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от создания мира». Он призывал хранить верность Богу во всех обстоятельствах жизни.
Отец Гавриил даже в трудные лагерные годы не нарушал постов, как бы ему это трудно ни было. Ольга, отбывавшая с батюшкой свой срок и работавшая на кухне в лагере, любила повторять, что отец Гавриил из тюрьмы сделал тайный монастырь. Как-то подошел отец Гавриил к Ольге и предрек скорое освобождение, так как она была осуждена, будучи совершенно невиноватой, как вскрылось позже. Она заплакала: «Батюшка! Не хочу уходить от вас». Он в ответ: «Мы еще увидимся...» И действительно, после освобождения Ольга переехала в Мелекесс и купила домик на улице Неверова, на которой жил батюшка. Позже, когда отец Гавриил был освобожден, они и встретились на этой улице.
Начальник лагеря относился к отцу Гавриилу с большим уважением. У него тяжело болела жена, обошла всех врачей и к профессорам обращалась, но помощи ни от кого не получила. И тогда он стал просить отца Гавриила, чтобы он вылечил жену. «А как лечить? Идите к врачу». – «Пользы нет!» – «А я ведь молюсь и прошу у Господа, чтоб исцелил болящего». – «А я это и прошу вас». Начальник пригласил отца Гавриила домой. Он жил у него две недели. И по молитвам старца Гавриила женщина получила от Господа полное исцеление. Начальник стал хлопотать о его досрочном освобождении. И вот 3 октября 1954 года состоялось заседание Кемеровского областного суда, на котором было вынесено определение о досрочном освобождении отца Гавриила по болезни, и он был освобожден из-под стражи 23 октября, отбыв половину срока.
Старец Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности семнадцать с половиной лет, но никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни, ,все это он воспринимал как испытание веры и любви к Богу. Только говорил: «На все воля Господня. Слава Богу, за все!» Он непоколебимо верил в благой Промысел Божий о каждом человеке, в Покров Царицы Небесной над каждым из нас, безропотно и мужественно переносил страдания все долгие годы заключения. Он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных; испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения». За своё великое смирение, безграничная любовь к ближним старец и заслужил Дары Святого: дар прозорливости и исцеления.
После освобождения из лагеря архимандрит Гавриил вернулся в Мелекесс. Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, надеясь на добрых людей. Многие боялись пригласить к себе батюшку. Но вот нашлась добрая душа Евдокия Васильевна, которая не побоялась принять отца Гавриила, хотя домик ее был небольшой и в семье четыре человека.
6 января 1955 года Президиум Верховного суда РСФСР рассмотрел жалобу отца Гавриила и постановил: приговор Ульяновского областного суда от 29 декабря 1949 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 23 февраля 1950 года в отношении Игошкина И.И. отменить и делопроизводство прекратить: полностью реабилитировать. Конфискованный дом вскоре был возвращен. В знак благодарности к Евдокии Васильевне отец Гавриил пригласил ее и всю ее семью жить в свой дом (их дом был ветхим), сказав: «Будете за мной ухаживать, я человек больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас». Так он и сделал.
Старец говорил своим духовным чадам, что вернулся после лагеря именно в Мелекесс, чтобы молиться за своих врагов, строго следуя заповедям Божиим. После лагеря отец Гавриил не служил в церкви из-за слабого здоровья, служил Божественную литургию у себя дома.
В июне 1956 года старец Гавриил последний раз посетил родные пензенские места. Молва о приезде батюшки быстро облетела близлежащие села. Всем хотелось увидеть его и получить духовное наставление и благословение. Он всех принимал и внимательно выслушивал. Обойдя пешком села Сыреси, Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим, где проживали его родные, в их домах служил Божественную литургию, причащал Святых Христовых Тайн немощных и больных. Служил молебны, совершал крещения, служил панихиды на могилах, и все это делал при большом стечении верующих. С великой радостью вместе со своими односельчанами совершал молитвы, тогда же совершил последнюю панихиду на могиле родителей.
Состояние здоровья старца ухудшилось. По свидетельству духовных чад: за три дня до смерти он видел необыкновенный свет и в нем Господа и разговаривал с Ним.
В воскресенье 18 октября 1959 года батюшка отслужил Божественную литургию, причастился Святых Христовых Тайн. Как и всегда, во время «Тебе поем» очень сильно плакал. В течение дня много писал, вечером отслужил всенощную. После нее вышел на улицу немного погулять, затем был ужин, но когда ему принесли еду, он попробовал две ложки и отказался. Попросил прочитать акафист «Иисусу Сладчайшему», слушал лежа, и вдруг стал говорить: «Грудь давит и тяжело дышать»... Попросил прочитать «Канон при разлучении души от тела». Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и почил, как бы тихо заснув.
Старца Гавриила похоронили на городском кладбище. Ещё при жизни старец Гавриил советовал своим духовным детям: «Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик... Как с живым со мной говорите, и я всегда для вас жив буду». Сюда к старцу многие годы стекались страждущие, просили молитвенного заступничества и по вере своей получали помощь.
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских, (день памяти - 5 (18) октября). 18 октября 2000 г. были обретены нетленные святые мощи преподобного. Следует отметить, что в момент обретения мощей в воздухе ощущалось благоухание, позже, когда освящалась первая икона святого преподобноисповедника Гавриила, Господь сподобил многих верующих увидеть чудо: когда святая вода коснулась изображения лика преподобного, на икону снизошел Святой Дух в виде огненного столба. После чтения Святого Евангелия Архиерей и священники приложились к святым мощам, и началось помазание богомольцев освященным елеем. В этот вечер у мощей святого Гавриила произошло несколько случаев исцеления больных. Отныне каждый приходящий в Никольский собор г. Димитровграда (Мелекесс) может приложиться к святым мощам и попросить молитвенной помощи преподобного Гавриила.

 

Святый преподобноисповедниче Гаврииле, моли Бога о нас!

 

Акафист святому преподобноисповеднику

Гавриилу архимандриту, Мелекесскому

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/eparhy/saints/saints/1005_igosh_ak.html

 

Библиография

 

Л. Куликова. Святой Гавриил Мелекесский. // «Вчера и завтра». 20 февраля 2001 г.

Материалы из архива Людмилы Куликовой (г. Димитровград).

И. И. Осипова. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…» М.: «Серебряные нити», 1998. С. 286.

«Старец Гавриил в моей жизни», монахиня Мария (Гоголева) - БЛАГОВЕСТ

http://www.cofe.ru/Blagovest/article.asp?heading=32&article=9849

http://www.cofe.ru/Blagovest/article.asp?heading=42&article=5889

«Святой преподобноисповедник Гавриил Мелекесский», Православие и Современность

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/eparhy/saints/saints/1005_igosh.html

 

Акафист святому преподобноисповеднику Гавриилу архимандриту, Мелекесскому

 

Перейти на главную страницу
Вернуться в содержание
Для писем

Hosted by uCoz