Святитель Серафим (Соболев)
( 1881-1950
гг.)
Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился в Рязани. Его мать, Мария Николаевна, была женщиной глубоко верующей, у нее было одиннадцать детей, большинство из которых умерли в раннем возрасте. В 1881 году родился маленький Коля.
Из
воспоминаний Архимандрита Пантелеимона (Старицкого):
«По
великой милости Божией с 1926 года я неотлучно
находился при Владыке Серафиме. За это время от него самого и от близких ему
людей я слышал о многих замечательных событиях в жизни Владыки, с некоторыми из
коих я хочу сегодня поделиться с вами...
Его
мать в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и по решению врачей
требовалось приступить к операции — извлечению младенца по частям для спасения
жизни родительницы. В это время мать пришла в сознание и, узнав о решении
врачей, с клятвою запретила мужу допустить убийство своего младенца. После
ночи, проведенной в страшных муках, при первом ударе церковного колокола, 1
декабря
Уже
через много лет (в Болгарии)... Епископ
Нестор подарил Владыке книгу своих воспоминаний, в которой в главе о
посещении им Иерусалима говорится, что по-арабски слово «мухтар»
- значит «епископ». Так, сама того не сознавая, мать сказала: «Ах, какой
серьезный епископ родился», и неизвестным словом предсказала судьбу
новорожденного...
Когда Владыке было 12 лет он учился в четвертом отделении
церковно-приходской школы. Однажды учитель по арифметике объяснял у доски очень
трудную задачу. Объяснив, он спросил класс: «Поняли?» В ответ последовало
молчание... И после вторичного объяснения опять спросил: «Поняли?» Опять
последовало молчание... В третий раз объясню. По
объяснении учитель спросил: «Поняли?» В ответ в третий раз последовало
молчание. Учитель очень рассердился и в раздражении крикнул: «Ну, кто из вас дурак, выходи на середину!» Николай тотчас вышел и стал
перед ним.
«Разве
ты, Соболев, дурак?» — спросил изумленный учитель. —
«Да, дурак». — «Какой же ты дурак,
ты умный, хороший мальчик. Ступай на место»... Поступок мальчика так поразил
его, потому что Николай отлично учился и окончил училище первым учеником. Так
еще в детстве проявлялось то дивное смирение, которым всю жизнь обладал
Владыка. На нем исполнились его любимые слова, которые он часто повторял своим
духовным чадам: Бог гордым противится, смиренным же
дает благодать (1 Петр. 5:5)...
(Окончив
духовное училище в
Будучи
в предпоследнем классе семинарии, Николай загорелся желанием отдать Господу все
свои силы. Он со слезами стал горячо молиться и дал такой обет Спасителю:
«Спаситель мой! Дай мне хорошо писать сочинения, а я даю обет быть монахом и
принадлежать Тебе всеми атомами своего существа». С этого момента его сочинения
были всегда самыми лучшими в классе.
Владыка
всегда с особенной любовью говорил о своей матери, смиреной молитвеннице,
обладавшей даром слез и во всех скорбях прибегавшей к Богу с горячею молитвою.
Владыка был ее любимцем и утешением.
Когда он окончил Духовную семинарию, мать, считая его
здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы
устроить его судьбу и сделать его священником... Наконец, в середине августа
На это
Николай отвечал: «Если так, то пойдем сейчас в Кафедральный собор, к Матушке
Царице Небесной, к Ее чудотворной иконе Боголюбской и
попросим Божию Матерь, чтобы Она Сама
указала мне мой жизненный путь».
Мать
с готовностью согласилась. Чудотворной иконы в соборе уже не оказалось — Ее
увезли обратно в село Зимарово... По дороге в собор
они встретили товарища Николая Мишу Смирнова, и Николай поделился с ним своим
недоумением. «Тебе надо ехать в Академию» — сказал Миша... «Ты человек глубоко
верующий, положись на Бога! Тебе Сам Спаситель
поможет. Поезжай без всякой подготовки»...
Получив
трогательное благословение матери, Николай поехал в Академию, причем, на дорогу
мать отдала ему свои последние деньги.
Начались письменные экзамены. Самый трудный был первый
письменный экзамен по логике на тему: «Как объяснить с логической точки зрения,
что в философских спорах по одним и тем же вопросам аргументации обеих сторон
бывают диаметрально противоположны одна другой». Эта трудная тема была дана с
целью сразу, с первого экзамена сделать отбор из среды самых лучших
семинаристов... Николай стал горячо молиться: «Господи, вразуми меня, что
писать на такую трудную тему». В ответ он услышал внутренний голос: «Не пиши с
логической, а пиши с психологической точки зрения». Он сразу же начал писать,
что с логической точки зрения этого объяснить нельзя, ибо законы логики
одинаковы. И развил свою тему с психологическим подходом, основываясь на словах
Спасителя: Из сердца бо исходят помышления ваша (Мат. 15:19). Потому из гордого сердца Льва Толстого
происходило ложное учение, а благодатное сердце о. Иоанна Кронштадтского
источает истину... Он получил за это сочинение 4.50, что было самым высшим
балом... Но после этого наступили устные экзамены. Первый был по догматическому
богословию... Накануне экзамена в 12 часов ночи он сидел на лестнице, ведущей
на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150
билетов знал только один — «История догмата о Св.
Троице. Сквозь слезы Николай молился Спасителю: «Господи, Спаситель мой, Ты
Милосердный и Всемогущий, сделай так, чтобы завтра билет «История догмата о Св. Троице» достался мне».
На
другое утро он зашел в церковь Академии и, положив земной поклон пред иконой
Спасителя, повторил свою просьбу и пошел на экзамен... С трепетом он развернул
свой билет и прочел на нем: «История догмата о Св.
Троице». Господь в точности исполнил его молитву. Соболев отлично отвечал и
получил бал 4.75. Радости его не было границ от сознания дивной помощи
Спасителя.
Но
следующий экзамен был по церковной истории. Учебного материала по этому
предмету было вдвое больше, чем по догматике, а билетов было 250. Просмотрев
билеты, Николай, к великому своему огорчению, увидел, что хорошо знает только
один вопрос: «История арианской ереси после Никейского собора». Так же, как и во время подготовки по
догматике, накануне экзамена по церковной истории в полночь он сидел у
чердачной двери и плакал. И опять он стал горячо молиться, чтобы Спаситель
снова даровал ему Свою дивную помощь, как на экзамене
по догматике: «Спаситель мой, Радость моя, — говорил он, — Ты Милосердный, Всемогущий,
что Тебе стоит еще раз исполнить мою просьбу. Ты видишь, что я знаю только один
билет, а остальных не знаю. Пусть же мне достанется билет «История арианской ереси после Никейского
собора». Иначе я провалюсь, уеду домой и огорчу свою мать». Затем Николай
вернулся в спальню и в слезах уснул. Утром на экзамене он опять тяжко страдал
от тревоги и неизвестности своей участи и только повторял: «Господи, выручи!
Радость моя, Кормилец мой, выручи!»
Когда
Николая вызвали к экзаменационному столу, он, едва держась на ногах, вынул и
развернул свой билет. Какова была его радость, когда он прочел на нем: «История
арианской ереси после Никейского
собора»... Соболев отвечал так прекрасно, что профессора решили послать
благодарность Рязанской семинарии за блестящего студента...
Живя в
Академии (в Петербургской Духовной академии он учился с 1904 - 1908 гг.),
Николай Соболев каждое утро ходил к ранней литургии в Александро-Невскую Лавру,
а потом читал творения св. отцов и жития святых. С особенным старанием он писал
свои сочинения, которые всегда были прекрасными.
При
переходе на второй курс Академии, во время летних каникул, Николай вместе с
матерью и младшим братом Мишей, впоследствии архимандритом Сергием, гостил у
своей старшей сестры Вари... Однажды Николай лежал на опушке леса и любовался
небом. Вдруг к нему прибежал брат Миша и испуганно сообщил, что Варя умирает. У
нее пошла носом кровь. Один большой таз, наполнился кровью и наполняется
второй, а она лежит, как мертвая. Когда Николай прибежал домой, мать, заливаясь
слезами, сказала ему: «Вся надежда на твои молитвы. До городов с нашей станции
очень далеко и невозможно вызвать в скорости доктора».
Николай
подошел к Варе с молитвою и перекрестил ее. В тот же миг кровотечение
совершенно прекратилось. Так Господь явил Свою великую
милость через крестное знамение. Владыка любил вспоминать этот случай с великою
благодарностью к Богу.
В свою бытность в Академии Николай несколько раз посещал
о. Иоанна Кронштадтского и впоследствии с
благоговением рассказывал об этом. Особенно знаменательно было его последнее
посещение весною 1907 года, когда он со своим другом, студентом Виктором Раевым, присутствовал на богослужении о. Иоанна в
Андреевском Кронштадтском соборе. В своих воспоминаниях
об этом посещении Владыка рассказывал: «Прощаясь с нами, о. Иоанн сначала
благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя
престол, направлялся уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к
горнему месту за престолом алтаря. Вдруг
о. Иоанн, как молния, бросился ко мне. Я остановился на горнем месте. Батюшка
возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и
трогательным голосом произнес: «Да почиет над Вами благословение Божие». Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала
на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и
все мое существо. Я стал как бы опьянелым и начал шататься, боясь, как бы не
упасть. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал
себя окрыленным и как бы носился в воздухе».
Когда
наступило время пострижения Николая Соболева в монашество (
Возвращаясь в карете, домой, епископ Сергий вдруг
вспомнил, что в бытность свою ректором Петербургской Духовной семинарии, когда
был на открытии мощей св. Серафима Саровского, то дал
обет сему угоднику Божиему: если он сделается
ректором Петербургской Духовной академии, то первого студента, которого он
будет постригать, вручить его небесному руководству с наречением сего студента
Серафимом... Когда во время
пострижения Николай услыхал: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея», то вздрогнул от изумления и преисполнился великою
любовью и благодарностью к преп. Серафиму, подумав: «Он не только открыл мне
волю Божию быть монахом, но ему угодно было взять
меня под свое благодатное руководство».
Приняв
монашество, новопостриженный монах Серафим предался
подвигу строгого поста и непрестанной молитвы. Так, со дня пострижения до самой
смерти Владыка не вкушал мяса. Он, кроме того, в продолжение многих лет вкушал
пищу только один раз в день.
Закончив
Академию магистрантом в разряде лучших студентов, о. Серафим был вскоре
назначен преподавателем Пастырского училища в г. Житомире вместе со своим
другом Витей Раевым, принявшим по любви к нему
монашество с именем Иоанна. Когда иеромонах Иоанн, подражая в посте своему
другу иеромонаху Серафиму, заболел чахоткой от истощения, то о. Серафим взял на
себя его предметы, т.е. один преподавал по всем предметам в Пастырском училище.
Этот непосильный труд, а также плеврит, полученный им там, совершенно подорвали
его здоровье, и иеромонах Серафим по его прошению был переведен на другую
службу. Его назначили на должность помощника смотрителя духовного училища в
Калугу.
Там
о. Серафима очень полюбили воспитанники и особенно малыши первых классов,
которым впервые приходилось оставлять родителей, и которые заливались слезами
от разлуки с матерями. О. Серафим любящим сердцем сразу угадал это великое
детское горе и стал утешать детей... Дети страшно привязались к доброму и
ласковому начальнику, который так хорошо понимал их сердца...
А
когда через два с половиной года иеромонах Серафим был переведен в Кострому, то
горе детей было неописуемо и безутешно.
В
бытность свою еще в Калуге, Владыка часто ездил в Оптину
пустынь, где посещал старцев Анатолия, Варсонофия и
Иосифа. О. Анатолий относился к нему с особенною любовью и был его духовником.
В
В
В 1920 году, 1(14) октября, в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе г. Симферополя архимандрит Серафим
был удостоен рукоположения в сан епископа.
(Его рукополагал митрополит Антоний (Храповицкий))
Большим
утешением для него было обстоятельство, что в этот момент в соборе находилась,
по недоведомым Божиим
судьбам, великая русская святыня — чудотворная икона Божией
матери «Знамения» Курско-Коренная.
Вскоре
после этого Владыке пришлось со скорбью покинуть родину, и он оказался в
Константинополе.
В
августе
Как
архипастырь, Владыка посещал также русские учебные заведения в Болгарии. А Пещерской Кресто-Воздвиженской
гимназии был попечителем и принимал участие в изыскании средств
для ее существования... Живя в тяжелых материальных условиях и лишении,
Владыка заботился также о бедных и больных русских людях. Одних устраивал
бесплатно в больницу, других — в инвалидные дома, третьим исходатайствовал
пособия, иных просто подкармливал у себя, а некоторых пристраивал в свой
мужской монастырь.
Не
оставил без своей заботы Владыка и русских голодающих иноков на Афоне. Он
создал комитет для сбора помощи им и в проповедях призывал прихожан жертвовать
на это святое дело.
В
Владыка
был одарен Господом также даром прозорливости. Это особенно ощущали на себе его
духовные чада, некоторые из коих сохранили собственноручные записки о сем. Владыка поражал своей прозорливостью, которая
проявлялась даже на далеком расстоянии от него.
Будучи
с юных лет духовно одаренным, и благодаря своему личному подвигу в огненной
борьбе со страстями, Владыка сравнительно молодым епископом достиг большой
духовной высоты. Помимо многих его добродетелей, он был одарен ангельской
чистотой и целомудрием. Эта чистота дала ему возможность проникать в глубины
духовного ведения и богословия. За свою чистоту Владыка получил от Господа дар
усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью
Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность,
бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате
появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима.
Самым
большим трудом Владыки было опровержение ереси парижского богослова протоиерея
Сергия Булгакова, за что в
В своих богословских трудах Владыка излил всю свою любовь
к Спасителю, ревностно защищая истины Православия. Владыка говорил: «Мои книги,
это моя кровь»...
Мне
известно, сколько получал Владыка словесных просьб, писем и телеграмм отовсюду,
даже и из заграницы, о молитвенной помощи в нуждах, скорбях и болезнях.
Известна также и теплая благодарность за исполнение Владыкиных
молитв. Любовь ко Христу проявлялась у него необычайной
любовью к ближним... Мы никогда не забудем ласку Владыки, который часто
повторял: «Я вам не только отец, но и мать!» Любил он повторять слова Амвросия Оптинского: «От ласки — другие глазки». И действительно,
люди, подходившие к нему за благословением и советом, испытывали утешение и
умиление...
Его
любовь к Пречистой Божией Матери была особенной.
Подобно величайшим старцам России: св. Серафиму Саровскому
и Амвросию Оптинскому, Владыка как венец своей жизни
оставил новооснованную женскую обитель «Покрова
Пресвятой Богородицы», в чем выразилась его великая и трогательная любовь к
Пречистой Божией Матери. Будучи сам истинным монахом,
он всем сердцем любил монашество и столь связанное с ним целомудрие, которому
учил он всех своих чад...
Насколько он был строг к самому себе,
настолько был снисходителен к немощам ближнего, ожидая одного лишь искреннего
покаяния. Я помню как однажды на проскомидии, вынув частицы
за своих близких, Владыка стал вынимать их за своих врагов. Когда я
этому удивился, Владыка сказал мне: «Я всегда за них молюсь!»
Скорбная
жизнь Владыки была сплошным подвигом крестоношения.
Ибо клевета, злоба, гонение от лжебратии, непонимание
и непослушание духовных детей, омрачали постоянно его жизнь. Но с его стороны
встречали лишь терпение и неизменную кротость.
Перед
самою кончиною Владыка говорил своим духовным детям: «Если буду иметь
дерзновение перед Господом, не оставлю вас».
А
одному своему духовному сыну — монаху, плакавшему в ночь после погребения,
Владыка явился во сне и сказал: «Что ты плачешь, ведь я не умер, я жив!»
Скончался Владыка в неделю Православия...
(13/26 февраля 1950 года).
Скончался
Владыка кончиною тихою и мирною. Последние дни перед смертью улыбка была на
устах его. Кончину свою он предсказал заранее и точно указал ее за 5 дней, а
затем еще и за 4 дня до смерти и старался утешать окружающих до самой последней
возможности. Когда его близкие духовные дети скорбели перед кончиною его о том,
что кто же будет теперь утешать их, то Владыка сказал, что если получит
дерзновение перед Господом, то и в будущем, по кончине своей, будет утешать
нас. Чего да сподобит нас Господь молитвами Пречистыя
Своея Матере и всех святых Своих. Аминь».
Чудесная помощь
*Одна несчастная мать неожиданно получила дивную помощь от
архиепископа Серафима, о котором раньше ничего не знала, так как в то время она
была еще неверующей. Она была учительницей гимназии и со своим единственным
сыном жила в г. Сливене.
Зимой
Мать П., до того времени атеистка, горячо поверила в Бога.
В благодарность к Господу она устроила во дворе русской церкви богатую трапезу
и сама всем рассказывала о чудесной помощи, которую получила от Владыки
Серафима.
*«Когда моя близкая родственница, глубоко верующая,
рассказала о чудесном избавлении молодого солдата от смерти, слушая ее, я не
предполагала, что в том же
В
середине июля
Я вышла, шатаясь, бессильная и сокрушенная. В своем
отчаянии направилась к центру города с намерением броситься под трамвай. Вдруг
в этот роковой момент мне вспомнилось ясно чудо Владыки Серафима с юношей. Во
мне появилась надежда, что он поможет мне. Я поспешила в русскую церковь,
попросила пустить меня в крипту и там долго, со слезами молилась, прося Владыку
Серафима, чтобы открылась моя невиновность. К трем часам после обеда я со
страхом пошла в институт. Однако ревизор почему-то не явился ни в тот день, ни на следующий. Потом узнала, что во время обеда ему стало
очень плохо, и его отвезли в больницу, где он скоропостижно скончался.
На его место был прислан новый ревизор, пожилой и очень опытный.
Он не захотел подписать чужой ревизионный акт и пожелал сам проверить все
сначала. После тщательной проверки он открыл, что была сделана умышленная
фальсификация. Оказалось, что документы других двоих инкассаторов, которые
злоупотребили суммой в 4 800 000 лв., были подменены
и переброшены на меня. Случилось так, что в скором времени смерть внезапно
постигла и их! Впоследствии я узнала, что первый
ревизор довел до тюрьмы многих инкассаторов и большинство из них пострадали
невинно. Е.К. заканчивает свой рассказ словами: «Слава Богу, и Его угоднику
архиепископу Серафиму, по молитвам которого Господь Своей
Божественной правдой победил человеческую неправду!» (Е. К.)
*М.П., студентка факультета ориенталистики, в июне
*Супруга д-ра К. Я. из Новой Загоры — Р., разболелась от рака в желудке. Ее муж, как
врач, позаботился, чтобы были сделаны все исследования, и после установления
диагноза послал ее на операцию в столицу. Прибыв в Софию, Р.
прежде всего, пошла на могилку Владыки Серафима, которого еще раньше глубоко
почитала, и горячо помолилась ему, чтобы операция прошла благополучно. Затем
она поступила в больницу. Перед самой операцией ей сделали снова все
исследования. И что же? Оказалось, что у нее нет никакого рака!
Счастливая
женщина вышла из больницы и побежала, прежде всего, поблагодарить своего
дивного врача Владыку Серафима.
*Вот, что рассказал один хорист русской церкви,
И.И.:«Однажды я молился в гробнице архиепископа Серафима. Туда вошла пожилая
женщина, интеллигентная с виду. Она рассказала, что в
Несчастная
женщина, которая когда-то, еще в своем родном городе Пловдиве, слышала о
необыкновенных случаях исцеления на гробнице Владыки Серафима, стала ходить
каждый день в русскую церковь и подолгу молиться на его могилке. На шестой день
она стояла в гробнице одна. Вдруг слышит голос: «Окуни свечку, которую держишь
в руке, в лампадку надо мною и елеем помажь больное место». Объятая изумлением
и радостью от этого дивного ответа на ее молитву, больная исполнила все, что ей
было сказано. К великому ее удивлению, невыносимая боль сразу прекратилась.
Следующие дни она продолжала мазать больное место; опухоль постепенно стала
уменьшаться и через неделю совсем исчезла!
Больная
пошла к своему профессору. После осмотра он, взволнованный,
стал просить ее сказать ему, чем она лечилась, и кто ее вылечил. Тогда
женщина подробно рассказала ему все, что с ней случилось. Доктор ей ответил,
что она нашла самый правильный способ лечения и радостно
воскликнул: «Слава Богу, и святому Владыке Серафиму!»
Наставления, высказывания
(из проповедей архиепископа
Серафим)
«Будем
веровать с вами так, как верит Святая Православная Церковь Христова. Будем
иметь такую чистую, простую, детскую веру, какую имел преп. Серафим Саровский. Он свято верил во все догматы нашей Церкви и во
все, о чем говорят нам св. отцы и свидетельствуют их жития, изложенные в Четьих-Минеях. Только такая
детская вера – без колебания и сомнения – даст нам чудотворную молитву. Только
такая вера вскроет в нас ту благодать Святаго Духа,
которая живет в нас с момента Крещения и которая получается нами в других
Таинствах Церкви. Только такая вера дарует нам божественную силу побеждать зло,
всегда и неуклонно исполнять все спасительные заповеди для соединения со Христом и участия в Его Божественной радости и здесь, и в
Небесном Царствии Христовом...»
*
Владыка любил говорить: «Господь близ; если позовёшь
Его, Он сразу откликнется».
*
Держать себя просто— это, значит, не допускать искусственности ни в чем и
держать себя пред людьми, как пред Богом… Стать
простым, в этом заключается перемена жизни. Это и есть «измена десницы Вышняго»(Пс.
76,11). Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на
престоле, почивает Своею благодатью Бог». Владыка
часто повторял слова о. Иоанна Кронштадтского:
«Поменьше своемудрия, побольше
простоты».
*Смирение
является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело
своего спасения.
Смирение
не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало
новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.
Вот почему преподобный Макарий
Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак
христианства, или, что, то же, критерий, по которому
можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет
ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.
Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого
спасительного значения.
Да и
как может быть иначе, когда сама благодать — главное средство нашего спасения,
даруется нам от Бога только за смирение.
Смирение есть направление всей христианской жизни нашей,
или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам
силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает
нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет
смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть
их основа.
Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех
козней вражьих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать
несказанную небесную радость этого единения с Богом.
Пусть смирение будет для нас самою первою и основною
добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее
высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу
любить своих оскорбителей.
*Спасительно
нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом
послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею
благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это
понятно. Ведь и чревоугодники и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко
предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная
степень к приобретению, дара совершенной любви, но не самая эта любовь.
Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под
совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со
стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим
врагам (Матф. 5:44), к нашим обидчикам. Господь хочет,
чтобы мы от всего сердца прощали их.
Кротость, прежде всего, выражается в молчании наших уст во
время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое
чудо? Вот почему преп. Иоанн Кассиан в своих дивных
творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес.
Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к
приобретению высшего дара Св. Духа — т.е. совершенной
христианской любви и кротости. Только кроткий
находится под особенным покровительством Божиим. А
это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и
вечного.
Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: «Не ищи чудес, а
ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес». Поэтому, будем искать этой
кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого
мы должны знать, что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не
только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и
Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно
кротость. Эту кротость имел преп. Серафим Саровский.
Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника,
то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и
кротко сказал им: «Делайте со мною, что вам угодно». Разбойники почти до смерти
избили святого старца его же собственным топором. А когда этих разбойников
изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед
властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по
ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы. Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как
родной отец, простил их.
Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один
гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам
помещика и просил у него прощения.
Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость
Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда
плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей,
Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать
Господа, Он молился за Своих палачей.
Вот к
какой благодати, к какому высшему и дивному ея
проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей
кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.
*Церковное
предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св.
Григорий Палама, архиепископ Фесалонийский,
особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли. К ним надо
причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими
своими благодетелями. Советовал о. Амвросий так относиться к людям другим,
говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как
щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.
*Долгие
годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил
страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря
Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в
котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о.
ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн
смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то
посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство
раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент
сидел в кресле и был в полузабытьи. Когда ему сказали, что пришел о. ключарь,
то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю,
поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на
о. ключаря, что он залился слезами бросился в ноги о.
Иоанну. С этого времени он стал проповедовать, что о. Иоанн величайший угодник
Божий и что таких праведников не было в Православной
*На
святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго
словес Моих (Ис. 66:2). Для чего Господь, говоря
здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы
показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.
Но
можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть
против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и
сердце наше.
Поэтому
пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером
и слова в сем Евангелии: Иисус же молчаше (Матф. 26:63) да будут главным и основным руководством в
нашей духовной жизни.
*Будем
всегда помнить об увещании преп. Серафима Саровского
одному иноку в словах: «Молчи, молчи, беспрестанно молчи». Разумеется, и
устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной
любви.
Могут
сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так
слабы, так немощны, и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы
немощны и слабы, но всесильна в нас благодать Св.
Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.
Поэтому
Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего
уподобления Самому Богу по совершенству, когда
говорит: Будите убо вы совершени,
якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть
(Мат. 5: 48). И Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть.
Будем
стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех
христианских добродетелей. Но вершины горы нельзя достигнуть, не пройдя всей
горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и, прежде всего к
приобретению их основы — христианского смирения.
Иметь смирение в смысле сознания своей греховности
не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все
свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими
ближними. Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними,
ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие
недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато
редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних.
Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни
не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом
воображении.
Будем
смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по
любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей
вечери (Иоан. 13:14-15). А для этого не будем считать
себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать
внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних. Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно
и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших
ближних.
*Блаженный
Августин говорит: «Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих,
как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних»...
Так же
чутко и бережно относился к душе своего ближнего и
великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах
Амвросий. В бытность мою в Оптиной
пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого
старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих
самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св.
Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский.
На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: «Потому,
что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их
снисходительном отношении к недостаткам людей».
Такою
снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского
Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему
приходилось обличать пороки ближних своих, к нему
приходящих. Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого
обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц. И
только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное
благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом
Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека,
но она касалась лично его недостатков. Часто свое назидательное наставление
святитель сопровождал извинением: «Может быть, я Вас огорчил, обидел своими
словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня».
Но в
особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался
преп. Серафим Саровский. Какую
великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к
нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным
людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею
радостью.
Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с
изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям.
Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому
Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и
приведенной к Нему на суд.
*Да поможет нам Господь, иметь эту великую любовь к
ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап.
Павел, при достижении сей любви, мы будем исполнять весь закон Христов, все Его
спасительные заповеди. Тогда крещенская благодать Св.
Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова
чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (срв. Гал. 3:27) и
крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою. Эта
одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех
нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные
мытарства. Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами
исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная
одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет
источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса
Христа. Аминь.
12/25 - 13/26 февраля
Святителю Божий Серафим, да устроиши молитвами твоими
вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим
в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса
Христа, Емуже со Отцем и
Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.
Очерк подготовлен по материалам представленным на сайте
Девичьего монастыря «Покров Пресвятыя Богородицы» ( Княжево, София)
http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/index.html
Вернуться
на главную страницу
Вернуться в содержание
Для писем