Старец Иоасаф (Моисеев)
(1889–1976
гг.)
Схимонах Иоасаф (в миру Петр Борисович Моисеев)
родился в 1889 году в поселке Митинского
чугунно-литейного завода (поселок Песоченский
Суворовского района Тульской области). Его отец, Борис Кондратьевич, работал
механиком на Митинском заводе, а мать Пелагея была
домохозяйкой. Родители своих детей старались воспитывать в религиозном духе.
В 1903 году после окончания сельской начальной школы Петр отправился в Оптину
пустынь (монастырь находился в 30 верстах от его дома). Настоятель монастыря
архимандрит Мелетий с любовью принял
тринадцатилетнего отрока, желающего посвятить себя служению Богу, он сразу
почувствовал в мальчике что-то особенное и ответил на его просьбу таким
образом: «Тебе сейчас нужно вернуться домой... А потом возвращайся, но с отцом
и документами. Тогда мы тебя непременно возьмем». По милости Божией родители благословили сына, отец проводил его до
самых монастырских ворот.
Поступив
в обитель, Петр получил клиросное послушание, он
также обучался слесарному ремеслу в
монастырской ремесленной школе. В 1910
году послушник Петр был призван в 6-й драгунский Глуховский
полк в качестве младшего оружейного подмастерья. В 1918 году, после окончания первой мировой
войны, младший унтер-офицер Петр Моисеев был демобилизован из армии. Два года
он провёл дома, а в 1920 году вернулся в Оптину
пустынь. В 1924 году власти закрыли монастырь, монахи были отправлен в Калугу
на «принудительные работы».
По
милости Божией весной 1925 года, на московском
подворье Оптиной пустыни, Петр принял пострижение в
мантию, при этом он получил имя Иосиф в честь святого Иосифа-песнописца.
По традиции ново постриженный монах должен был пять дней пребывать в храме.
Отец Иосиф получил послушание стоять с патриаршим крестом при гробе почившего
патриарха Тихона в Донском монастыре. Во время несения послушания у гроба
Патриарха было видение: вдруг отверзлось небо, и он увидел восходящего на
небеса святейшего Патриарха Тихона и убиенную Царскую Семью.
Это видение он запомнил на всю жизнь.
В
1926 году, по окончании срока принудительных работ, отец Иосиф, уже как монах,
был лишен гражданских прав и отправлен по месту жительства своих родителей.
Около двух лет он провел в родном доме, а затем, в начале 1928 года ему удалось
устроиться певчим в один из храмов ликвидированного
московского Даниловского монастыря. Однако в 1930
году власти закрыли обитель, и отцу
Иосифу пришлось вернуться домой. На деньги, заработанные
кустарным промыслом, отец Иосиф изготовил станок для производства церковных
свечей и стал снабжать ими окрестные церкви. 14 августа 1936 года он был
арестован за нелегальную помощь церковным приходам, а 21 сентября был осужден народным судом Черепетского района Московской обл. по 99-й статье УК РСФСР
на один год исправительных работ.
По окончании срока отец Иосиф вернулся к себе домой, а 4 октября
1937 года он был арестован вторично по 58-й статье УК РСФСР за антисоветскую
деятельность. 19 октября 1937 года решением Тройки при Управлении НКВД по
Тульской области монах Иосиф был приговорен к 10 годам лишения свободы с
отбыванием срока наказания в исправительно-трудовом лагере. Он был
отправлен в Ярославскую область, в местность, где находился Волголаг.
19
января 1943 года отец Иосиф по причине серьезного ухудшения здоровья был
досрочно освобождён, и получил право проживать в Брейтовском
районе Ярославской области. Всего лишь три года он провел на свободе, 29 января
1946 года он был третий раз арестован и препровожден в тюрьму г. Ярославля.
20
мая 1946 года судебная коллегия по уголовным делам Ярославского областного суда
приговорила Моисеева Петра Борисовича к 10 годам лишения свободы.
В
1954 году, после освобождения, отец Иосиф поселился в г. Грязи Воронежской
области у Яковлевых. Специально для него
была куплена у соседей времянка, которую он сам и собрал на огороде, в этой
келье он и подвизался в строгом посте и непрестанной молитве. Все свое время он
посвящал молитвенному деланию, богомыслию, чтению
Священного Писания, святоотеческих книг и посильному
рукоделию.
Из воспоминаний схимонахини Николаи (в миру Марии Яковлевны Яковлевой)
келейницы старца Иоасафа:
- Расскажу, как он меня учил молитве Иисусовой. Он говорит: «Вот слушай: когда человек без
молитвы, от него отходит ангел, и он не знает, куда идти. Ты же инокиня, почаще думай о том дне, в который принимала святое
пострижение, и помни всегда, в каком состоянии душа в тот момент находилась.
Вот я отсидел 20 лет, было тяжело в заключении, но я всегда взывал ко Господу. Надо Господу молиться, носить
имя Его в сердце, в уме, в устах, с Господом, с Иисусовой
молитвой, спать, жить, ходить, есть, пить. Если нет такого призвания,
стекаются плохие мысли, а все плохое отгоняется Иисусовой
молитвой».
Батюшка
большой молитвенник был. Весь день почти в молитве проводил. Вставал на правило
ночью, в три часа. Я на работу утром пойду, а он все продолжает. К обеду
возвращаюсь в двенадцать часов, чтоб самой поесть, да его покормить, а он все
молится. Вот он пообедает, пойдет, дрова поколет... Чтоб он отдыхал, так я
как-то этого не видала. В четыре часа дня опять за правило брался и часов до
восьми молился. Перед вечерним правилом всегда чай пил, но после молитвы уже не
вкушал больше. Потом, после вечерней молитвы, сядет книжки свои читать, а когда
спать ложился, я того и не знала. Спать пойду к маме, а он все читает еще...
В
конце 50-х годов по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа
батюшку постригли в великую схиму с именем Иоасаф, в
честь святителя Иоасафа Белгородского. Схиигумен Митрофан его
постригал...
Батюшка много предсказывал. Часто он вздыхал:
«Ах, немного я не доживаю, ведь Оптину-то откроют»...
Помню, когда брат уезжал на жительство в Выборг, то велел нам известить его о
кончине старца... А батюшка ему ответил: «Да нет, я тебя буду провожать, а не
ты меня»... Так и вышло: брат тридцати лет помер от болезни...
Он
на фотографию дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского сделал венок из фольги и повесил в келии. А я говорю: «Да ведь он еще не прославлен». А он
говорит: «А у меня келейно прославлен»... Но
прозорливость свою скрывал. Нас, к примеру, навещали архиепископ Евсевий, схиархимандрит Серафим, иеросхимонах Нектарий, схиигумен Митрофан. Когда его о чем-нибудь спрашивали, то он возьмет
тетрадочку, да и начинает им по тетрадочке говорить. Я спрашиваю: «Батюшка, а
почему ты не скажешь им от себя? Скажи им своими словами, ты же ведь знаешь,
что сказать» А он говорит: «Нельзя, Маша, если я себя раскрою, то меня здесь не
будет. А меня Матерь Божия благословила в этом месте
жить»...
Многие
верующие люди обращались к старцу за духовным советом, благословением и
наставлением. В числе приезжавших к нему людей были схиархимандрит
Макарий (Болотов), схиархиандрит Серафим (Мирчук), иеросхимонах Нектарий (Овчинников), игуменья Снетогорского монастыря Людмила (Ванина), Псковский
архиепископ Евсевий (Саввин)
и многие другие.
Из воспоминаний Владыки Евсевия:
«Часто я заставал его в молитвенном восторге, при этом меня поражала простота и
дерзновенность его молитвенных обращений к Богу и особенно к Богоматери. Отец Иоасаф обладал прекрасным, красивым тенором и с чисто
монашеской, почти детской, умиленностью пел
песнопения в честь Девы Марии. Разговоры он вел исключительно на духовные темы
и не знал, что такое празднословие или пустословие. Ум свой старец держал
устремленным к божественному, а духом всегда оставался
бодр и свеж. Когда бы я ни приходил к нему, я встречал его в состоянии
неизменной радости. Несмотря на свой строгий, почти отшельнический, образ
жизни, принимал нас отец Иоасаф с отеческой лаской,
теплотой и приветливостью. Он был настоящим затворником, Божиим
человеком и земным ангелом, и его высокая, безмолвная, нездешняя жизнь, которую
он проводил в безвестности, была для нас предметом постоянного удивления».
О
времени своей смерти отец Иоасаф, по свидетельству его келейницы знал за год до его
кончины. В последний свой вечер под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
в 1976 году, он удостоился явления Спасителя и Божией
Матери. В те минуты, когда уже отходил в мир иной, по словам келейницы, он
исполнился неизреченного веселия, божественного
восторга, и весь как бы светился.
Отпевание
усопшего старца возглавил наместник Троице-Сергиевой
лавры архимандрит Евсевий (ныне архиепископ Псковский
и Великолукский). Похоронен схимонах Иоасаф на
кладбище г. Грязи. Сегодня его могила привлекает к себе большое количество
страждущих людей. По свидетельству верующих многие из них получают по молитвам
схимонаха Иоасафа благодатную помощь.
Господи, упокой душу раба
Твоего, старца Иосафа, со святыми упокой, и
его молитвами спаси нас!
1.Жизнеописание Оптинского схимонаха Иосафа (Моисеева, Иеромонах Нестор (Кумыш),журнал «Церковный вестник»,6-7, 2003.
http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2003/n06/13.shtml
2. Жизнеописание Оптинского старца Иоасафа
(рассказ Снетогорской схимницы), журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2003.
http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n28/08.html
Перейти на
главную страницу
Вернуться к содержанию
Для писем