Старец Порфирий (Биарактарис)  

3. Старец Порфирий (Биарактарис)
(1906-1991 гг.)


Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7-го февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, около Аливери, в провинции Эвиа. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Евангелос учился лишь два года в начальной сельской школе, ему пришлось с малых лет помогать родителям, сначала дома по хозяйству: пасти овец, работать в огороде, затем в 8-летнем возрасте он начал работать на угольной шахте, а позже за прилавком магазина. В ранней юности Евангелос прочел житие святого Иоанна Кушника. Оно на него произвело такое сильное впечатление, что он решил уйти на Святую Гору Афон. Когда ему исполнилось 12 лет, он отправился на Святую Гору. На корабле, на котором плыл Евангелос из Солуни на Афон, находился и его будущий старец иеромонах Пантелеймон. Он сразу взял юношу под свое покровительство и, выдав его за своего племянника, помог ему попасть на Святую Гору. По прибытии на Афон отец Пантелеймон взял Евангелоса в свою Георгиевскую келию на Капсокаливии, где он подвизался вместе со своим братом - отцом Иоанникием. Таким образом, Евангелос приобрел сразу двух опытных наставников. Все послушания, возлагаемые на него старцами, он исполнял с радостью. Он научился хорошо читать и помогал старцам на клиросе, сам постоянно читал святое Евангелие, которое знал почти наизусть.
Из воспоминаний старца Порфирия: "Там на Горе, я прожил райскую жизнь. Пришёл двенадцатилетним, имел двух Старчиков и показал им крайнее послушание. Они посылали меня носить землю, двумя мешками, для грядок, до обеда. Я бегал бегом босой, прыгая среди скал и камней, непричёсанный, взывая среди пустыни: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" и все тропари, какие знал наизусть из "Молебна" и "Миней". Если бы кто меня увидел, сказал бы: "Тронулся этот монашёнок".
И действительно, божественное вожделение - есть некое божественное безумие, какое, когда обладает человеком, изменяет его душой и телом.
Старцы были строгие. Ругали. Никогда не сказали мне "молодец". Однако я чувствовал их любовь... У меня там была райская жизнь. Так как я ничего сам не делал. Всё спрашивал... Монашеская жизнь, это не свобода, безмолвие, беззаботность. Но - закручивание, смирение, покорение... Бог посылает благодать человеку, который повинуется и спрашивает. Чтобы пришла благодать, нужно смирение...
Когда мне было 16 лет, однажды, после приобщения Святых Тайн, я почувствовал такую любовь ко Христу в своем сердце, что счел необходимым уединиться в лес и там стал молиться. Душа моя взывала к возлюбленному Господу: "Слава Тебе, Боже, Ты во мне, ничтожном грешнике. Ты, мой Христос, распятый за меня, претерпевший муки ради меня и понесший грехи мои. Чем я могу отблагодарить Тебя? Какие страдания я могу понести за Тебя? Господи, пошли мне рак! Пошли мне, Господи, рак, чтобы я мог пострадать с Тобою. Господь, в конце концов, послал мне рак, хотя и на склоне моих лет. Так что я могу пострадать с Ним хотя бы немного".
Евангелос принял монашество с именем Никита. Однажды рано утром, когда он стоял в церкви в углу и молился, вошел 90-летний русский старец, монах Димитрий. Оглядевшись по сторонам и, никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла благодать: он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, коснулась и юного инока Никиты. Он почувствовал необычайную радость и любовь к Богу. По пути назад, воздевши руки к небу, он громко восклицал: "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!". Он всю свою жизнь хранил благодарную память об этом русском старце, через которого Господь удостоил его Своей Божественной благодатью.
После того как юный инок сподобился стать причастником Божественной благодати, в его жизни произошли значительные перемены. Однажды, когда его старцы возвращались к себе в келию из дальнего путешествия, он видел их так, как будто был рядом с ними, хотя они находились вне его поля зрения. Он исповедывал происшедшее своему старцу, отцу Пантелеймону, который посоветовал относиться к этому дару с большой осторожностью и никому об этом не говорить.
Из воспоминаний старца Порфирия: "Я был очень крепким. Босой зимой и летом. Без мяса, яиц, сыра. Строгий пост. С двенадцати лет до девятнадцати. Однажды зимой послали меня за улитками. Четыре часа при снеге я собирал их. На спине у меня был намокший мешок, как лёд. Я заболел плевритом. Не было у нас ни хорошей еды, ни лекарств. Я стал кожа да кости".
19-летний монах, вынужден был по благословению старцев оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения, инок вернулся на место своего пострига. Но вскоре болезнь опять дала о себе знать. Старцы отправили духовного сына назад на материк. Юноша поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе. В июле 1927 года монастырь посетил глава Синайской Церкви архиепископ Порфирий, он рукоположил м. Никиту в иеродиаконы, а на следующий день в иеромонахи, нарекши его Порфирием. Вскоре, митрополит Каристский Пантелеймон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание он нес в монастыре Св. Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей стекались к нему, и он с любовью врачевал душевные раны страждущих. Вереницы людей ждали своей очереди, так как исповеди длились часами без перерыва.
В 1938 году отец Порфирий получил сан архимандрита. Отличительными свойствами его духовничества были сострадательная пастырская любовь к своим пасомым и полное понимание их нужд.
Из воспоминаний протопресвитера Георгия Металиноса: "Он открывал мне случаи из моей жизни, о которых знал только я один. Также он объяснял мне, как относиться к своими детям. Он раскрыл мне характеры моих старших детей. И я почувствовал, что я совершенно их не знаю; было такое впечатление, что не я прожил с ними всю их жизнь, а отец Порфирий. Он говорил, что при воспитании одного из моих детей, я должен больше за него молиться. "Что бы ты ему ни говорил, он тебя не послушает, так как он исполнен духа противоречия, но ты коленопреклоненно поведай о том Богу, и Господь, посредством Своей благодати, передаст ему твои наставления".
О другом моем сыне он сказал: "Этот твой ребенок всегда слушает то, что ты ему говоришь, но легко забывает. Поэтому тебе следует также коленопреклоненно просить, чтобы благодать Божия начертала твои слова в его сердце, и чтобы твои отцовские слова пали на добрую почву и смогли принести плод". Это были поразительные методы воспитания".
По свидетельству иерея Георгия Евтимиу, старец всегда подчеркивал, что на детей нельзя оказывать давление, они не должны расти "забитыми", ибо это только портит их. Этот совет помог очень многим родителям. Одной матери он сказал: "Существует только один способ избежать трудностей при воспитании детей - святость". На ее вопрос, как стать святой, старец ответил: "Это очень просто; когда придет Божественная благодать". "А когда она придет?" - спросила женщина. Старец ответил: "Со смирением и молитвой. Но наша молитва должна быть сильной, живой. Мы всегда получаем ответ, когда молимся с верой".
Когда началась Вторая Мировая война, и Греция подпала под немецкую оккупацию, старец все так же ревностно продолжал окормлять свою паству.
Вскоре, в связи с военными событиями, отец Порфирий получил новое послушание - служить раненым в больничной церкви преподобного Герасима в Афинах. Врачи, узнав о духовных дарованиях старца, стали обращаться к нему за советом в особо сложных случаях, часто сами просили об исцелении безнадежно больных людей.
Из воспоминаний монаха Моисея: "Однажды я очень плохо себя почувствовал и пошел навестить старца. Взглянув на меня, он точно определил причину моей болезни, хотя доктора уже много лет не могли поставить правильный диагноз. Когда я возвращался от докторов, то опять навестил отца Порфирия, и он мне тогда сказал: "Чадо мое, это не мой дар, а Божий. Я говорю только то, что Господь велит мне сказать, а не то, что мой ум, или мое воображение, или мое мнение диктуют мне".
По свидетельству духовных чад старца, весь облик его, излучал свет, радость и любовь.
Старец Порфирий всегда был болезненным, но под старость его немощи значительно умножились. Старец говорил: "Я не прошу Бога исцелить меня. Только простить мне грехи мои".
Он терпеливо переносил болезни: он перенес инфаркт миокарда, у него была грыжа, язвенная болезнь желудка, у него почти не действовала печень, он страдал от дуоденальных язв, которые часто кровоточили, у него также был опоясывающий лишай на лице, дерматит на руках, хронический бронхит... В последние годы жизни старец стал постепенно слепнуть, и к 1987 году полностью ослеп.
Отец Порфирий никогда в душе своей не оставлял Афона. Ему суждено было преставиться ко Господу на месте своих первых подвигов. Накануне праздника Пятидесятницы в 1991 году старец поехал в Афины, исповедался у своего духовника, и, получив отпущение грехов, отправился на святую Гору.
Из воспоминаний духовного сына старца, доктора богословия, Константина Григориадеса: "Оказавшись в Кавсокаливском скиту в середине октября 1991 года, за полтора месяца до кончины старца, я узнал, что отец Порфирий переселился сюда. Обрадовавшись этому известию, я пошел навестить старца. Старец очень ласково меня встретил, и мы с ним провели 3 часа в духовной беседе. Мы оба были очень тронуты этой встречей. Я спросил старца, почему это так. Он мне ответил: "Я не ожидал тебя встретить здесь, на месте моего пострига, эта келия для меня очень много значит, здесь я начинал свою духовную жизнь. Сюда я пришел к блаженной памяти старцам Пантелеймону и Иоанникию. И Господь позволил мне опять сюда вернуться". Его слепые, плотно закрытые глаза, наполнились радостными слезами благодарности к Богу.
По просьбе старца недалеко от кельи была подготовлена могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души. Затем они стали читать келейное правило великосхимника по четкам. Последними словами старца были евангельские слова Спасителя из его прощальной беседы с учениками: "Да будут все едины". И затем еле слышно он прошептал: "Гряди".
Господь забрал его светлую душа в 4:31 утра 2 декабря 1991 года.

Господи, упокой душу старца Порфирия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

Высказывания старца Порфирия:

"Для всех нас всё дело в том, чтобы предаться Христу всем свои сердцем".
"Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга несмотря на грехи; не из-за их усилий, но по милости и любви Христа. Любовь Христова держит всех нас вместе. Он делает нас одним телом, и мы участвуем в богочеловеческой жизни Господа. Только таким образом, и никак иначе, мы можем вознестись над разрушительной силой греха. И вершина истины есть святая Евхаристия".
"Исповедь - это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией. Ничто и никто не может отнять от человека этого дара".
"В моменты сильной душевной или физической боли интеллект сдает свои позиции, связанный велениями сердца. Говоря о сердце, мы говорим о внутреннем, сокровенном сердце. И когда интеллект обуздан, то он самоупраздняется и сходит в сердце... Он становится светлым, лучезарным. Вот почему Господь говорит: Стучите в Мою дверь, и Я отверзу. Просите Меня обо всем, что вы хотите, и Я дам вам. Когда это произойдет? Когда наши молитвы дойдут до Него. Вы знаете, что если вы хотите кого-то остановить на улице, то обычно громко кричите ему в след: "Эй, Иван, Иван...", а иначе он не услышит и не обернется. Господь тоже должен слышать наш голос. Каждый раз, когда мы считаем, что мы молимся, слышит ли Господь нашу молитву? Вот в чем вопрос. Сколько раз, встав на молитву, мы начинаем зевать, или нам приходят на ум разные мысли, что кто-то с нами плохо обошелся, как бы получить назад потерянное, что для этого нужно сделать и проч. Нельзя это назвать молитвой. Поэтому только через душевные и телесные страдания человек может открыть дверь Христу. И чем трудней это кажется, тем оно легче на самом деле. Достаточно хотеть этого, верить, молиться, а первый шаг - это исповедь и Святое Причащение. Неужели это трудно?"
"Человек, отдающий своё сердце Христу, как монах, становится другим человеком. Открывает свой ум, наполняется Христом... И когда ум и сердце исполнены Христом, тогда этот человек - умный, мудрый, его всему учит Дух Божий... Во всяком затруднении, которое представляется, не теряется, не отчаивается, но, прибегая к Христу, Который в нём, находит прекрасный и лёгкий способ пережить его, без ущерба и внутреннего вреда".
"Когда возлюбим с божественным вожделением Христа, тогда без всякого усилия и принуждения и стеснённости, будем призывать с любовью святое Имя Его: "Господи Иисусе Христе".

О молитве

"Если один молится за остальных... он излучает благодать Божию, и через него благодать распространяется по всей окружающей среде и её освящает".
"Молитва - это таинственная сила, которая таинственно передаётся душе другого... Когда молишься, не молись только о себе... Почувствуй рядом с собой всё братство, всю Церковь в каждом уголке земли, воинствующую, живущую Православную Церковь нашу.А также и торжествующую и совершенную Церковь нашу".
"Святое смирение - Дар Божий... Не от наших усилий". Старец говорил, что нужно благодарить Бога постоянно и смиряться в Любви Его. Просить у Бога для себя смирения, "предуготавливать себя" и просить у Бога этот Святой Дар.
"Мы бываем не готовы, когда просим чего-либо у Бога, например смирение.
Когда созреем, тогда он даёт нам. Только нужно иметь открытыми глаза души, понять цель Его".
"Бог посылает благодать человеку, который повинуется и спрашивает. Чтобы пришла благодать нужно смирение..."

О трудностях

"Нет трудностей, которые не имеют решения во Христе. Предайся Христу, и Он найдёт тебе решение".
"Не бойся трудностей. Возлюби их, благодари Бога за них. Они имеют какую-то цель для твоей души".

О любви

"Счастлив тот монах, который научился любить всех тайно. Не ищет любви от других, и не беспокоится, любят ли его".
"Никогда не беспокойся, любят ли тебя. Ты только изливай на всех от любви Христовой".
"Не тревожься и не пытайся отсечь или исправить недостатки другого. Возлюби его с его недостатками. Господь позаботится о нём".

Советы старца Порфирия духовным детям:

"Предоставь нежно и ненасильственно самого себя в руки Божии, и Он придёт и
одарит благодатью твою душу".
"Если возлюбишь от всего сердца Христа нашего, всё будет легко. И послушание и смирение. Тогда всех братьев ты полюбишь без усилия и непроизвольно такой же любовью Христовой. Так как не ты будешь любить, но сам Христос, Который займёт твоё сердце".

Библиография

1. "Карагандинский старец Преподобный Севастиан". В. Королёва, составление, Москва, Изд-во: Паломник, 2002 г.
2."Жизнеописание, поучения и пророчества старца Севастиана Карагандинского", Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 1992 г. При подготовке очерка использовался материал, подготовленный иеромонахом Афанасием (Медведевым), опубликованный в газете "Русские идут"
3. Божественное пламя зажженное в моём сердце старцем Порфирием", монах Агапий, Изд-во: Сретенского монастыря Свято-Покровской монашеской общины, 2000 г.
4. Невероятные дары. Жизненный подвиг, необыкновенные чудеса, советы и пророчества двух Афонских Подвижников http://maskuratov.narod.ru/Starci.htm#_Toc53397168


Вернуться на главную страницу
Вернуться в содержание
Для писем

Hosted by uCoz