Старец Григорий (Давыдов)
(1911
-1987 гг.)
Схиархимандрит Григорий родился в
1911 году в селе Жихорево Орловской губернии в благочестивой семье Ивана и
Анастасии Давыдовых. В семье было десять детей (Григорий, родился девятым).
Анастасия не только приучила детей к крестьянскому труду, но и научила
всех готовить, шить, вышивать, ткать, вязать... (Знание многих ремесел спасло
Григорию жизнь, когда он оказался в ссылке на Колыме).
В его семье неукоснительно
соблюдались посты... С малых лет мать приучала детей к молитве... Давыдовы
постоянно посещали богослужения в своем приходском храме. Когда Григорию
исполнилось пять лет, он сам пришел к священнику, отцу Василию, жившему по
соседству, и попросил у него Библию. Читать Григорий научился рано, и все
свободное время проводил с книгой.
Первое паломничество в монастырь
Григорий совершил с родителями в семилетнем возрасте, они ходили за девяносто
километров от дома, в Площанскую пустынь... Старец, вспоминая свое детство,
говорил, что в семилетнем возрасте он уже четко знал, что будет жить один, посвятит
всего себя Богу, и сознательно готовился к этому.
Одним из первых духовных наставников
Григория стал старец отец Георгий Косов, проживавший в то время в селе Спас-Черняк. Его считали одним из
преемников преподобного Амвросия Оптинского, он обладал даром прозорливости.
Впоследствии старец несколько лет провел в ссылке на Соловках, а в 1928 году
вскоре после освобождения умер...
Отрок
с двенадцати лет жил в Орле у родственников и был приписан к Площанской
пустыни, а уже в шестнадцать лет
Григорий был пострижен в Площанской пустыни в монашество с именем Геннадий в
честь константинопольского Патриарха... Когда
начались гонения на Православную Церковь и Площанскую пустынь закрыли, всех
монахов выслали. Монах Геннадий оказался в Полтавской губернии, где пробыл три
года. По возвращении он устроился работать в школу завхозом. Трудился
добросовестно, директор его очень уважал и даже решил выдать за него замуж
свояченицу. Геннадий смиренно отклонил такое предложение, по совету духовника,
чтобы избежать искушения, быстро собрал
вещи и покинул школу. Некоторое время он жил в деревне у родственницы, затем
ушел в Орел, где епископ Иннокентий
рукоположил его во иеродиакона и оставил служить в соборе.
С началом сталинских репрессий отец
Геннадий решил, что не покинет храм и будет служить столько, сколько даст Бог.
Однажды к нему пришли чекисты и обвинили в антисоветской деятельности...
Одиннадцать месяцев, пока шло следствие, отец Геннадий сидел в одиночке. Его
постоянно водили на допросы, пытались склонить к предательству, запутывали,
создавали такие условия, чтобы он ошибался, запугивали, но так и не сумели
добиться никаких признаний. Глубокая вера и
горячая молитве помогли ему выстоять... Отца Геннадия осудили на десять
лет лагерей. Одним из самых тягостных испытаний стала дорога на Колыму.
Заключенных везли на пароходе, в трюме; среди них было много политических, но
были и уголовники. В трюме – темень и духота, воды не хватало, а из еды давали
только селедку. По дороге люди погибали от жажды и недостатка воздуха... На
море начался сильный шторм, который длился двадцать пять суток. От всех этих
лишений у отца Геннадия начались приступы почечных колик...
Заключенных выгрузили прямо на снег
– ни жилья, ни теплой одежды. Батюшка предложил соорудить так называемую «лубянку»:
делали шатер из простыней, обсыпали его снегом, а внутри разжигали костер. Снег
таял и тут же замерзал, превращаясь в толстую ледяную корку, которая хорошо
защищала от ветра и мороза. Некоторое время жили так, а потом всех распределили
на работу: кого на прииски, кого на лесоповал. Отцу Геннадию пришлось испытать
муку лесоповала: дневная норма доходила до двенадцати кубов... Затем с
обострением болезни почек он попал в больницу, и его отправили на заимку; где
отец Геннадий провел около года. Старец вспоминал, что для него это было самое
лучшее время на каторге: немыслимо, но у него была Библия, на фанере он
нарисовал углем крест, поставил в угол и совершал молитвенное правило.
Болезни, приобретенные в лагере,
давали о себе знать, и он все чаще попадал в лазарет. Там у него появилась
возможность заниматься рукоделием. Главврач, заметив, что он хорошо вышивает,
попросил сделать ему на наволочках вышивку «ришелье»... Работа была сложная,
однако вскоре он выполнил заказ. Приходилось вязать варежки и носки для жен
начальников. Главврач оставил его при больнице.
Здесь отец Геннадий познакомился со
ссыльным кремлевским профессором Свешниковым, которому вскоре стал
ассистировать на операциях, так как был очень наблюдателен и быстро усвоил все,
что для этого требовалось. В больнице отец Геннадий, пользуясь расположением
главврача, получил возможность помогать ссыльным... Через некоторое время отца
Геннадия забрал к себе начальник прииска «Горный» Капитонов, у которого он стал
заниматься воспитанием детей и всякой домашней работой. Надо сказать, что срок
в лагере отбывали как священники, так и архиереи, и отец Геннадий помогал им
всем, чем мог: одеждой, продуктами. Известно, что он спас от смерти будущего
орловского митрополита Палладия (в миру – Павел Александрович Шерстенников;
1896–1976гг). Каким-то образом отцу Геннадию передали, что епископа посадили в
холодный карцер за то, что он на Пасху пел пасхальные песнопения. Было начало
апреля, и владыка не выдержал бы ночных заморозков. Пришлось обратиться к начальнику
прииска, тот позвонил своим подчиненным и приказал отправить епископа в лес
пережигать дрова на уголь. Это была самая легкая работа, и владыка на две
недели получил передышку.
Со временем Капитонов перевел отца
Геннадия в разряд вольнонаемных, а затем помог освободиться, хотя в ссылке
часто за малейшую провинность добавляли срок.
Отбыв более одиннадцати лет на Колыме, старец
смиренно говорил: «Те, которые были праведниками, сподобились мученического
венца, а мы страдали за свои грехи». За все годы ссылки отец Геннадий так
изменился, что его не узнала даже родная мать... Он долго не мог получить
паспорт, а потом, получив его, уехал сначала в Щекино (под Тулой) к племяннику
Михаилу, затем в Плавск (Тульская обл.), здесь он жил в сторожке, пел и читал
на клиросе, выполнял пономарскую работу... Вскоре у отца Геннадия появилось
много духовных чад... Простота общения, которая всегда была для него
характерна, привлекала к нему и простых людей, и ученых, и епископов... В 1953
году отец Геннадий перебрался в Ворошиловград (ныне – г. Луганск), где служил
иеродиаконом в соборе. Из-за трудностей с пропиской ему вскоре пришлось уехать
в Одессу. Там архиепископ рукоположил его во пресвитера. В Одессе отец Геннадий
служил на нескольких приходах...
Отец Геннадий, бывая в Москве,
останавливался, как правило, у своих духовных чад – монахинь Варсонофии и
Аркадии... Когда монахине Варсонофии поставили диагноз – рак, отец Геннадий
посоветовал ей принимать настои из трав и усердно молился за нее. После этого
по молитвам старца она прожила еще девятнадцать лет...
В
конце 1957 года отец Геннадий перешёл в Курско-Белгородскую епархию. Ему
предстояло восстановить полуразрушенный сельский храм стоявший на месте самых
ожесточенных боев на Курской дуге (с. Покровка, недалеко от Белгорода)...
Восстанавливать храм отцу Геннадий помогал иподиакон Феодор... От тяжелого
труда иподиакон стал впадать в уныние.
Батюшка усердно молился за него у иконы Божией Матери, обещая до конца своей
жизни быть духовной опорой ему и его будущей семье. В результате Феодор
навсегда остался со старцем, неся все тяготы приходской жизни. Поначалу было
особенно трудно: храм не отапливался, крышу покрывали листами металла от
разогнутых корыт, зимой приходилось приспосабливаться, чтобы не замерзнуть... И
все-таки в довольно короткое время храм был восстановлен.
Епископ Леонид, будущий митрополит
Рижский, в Преображенском соборе города Белгорода рукоположил Феодора во
пресвитера и направил служить в Покровскую церковь вместе с отцом Геннадием...
Отец Геннадий стал духовником клириков Курско-Белгородской епархии. В
Разделяя все молитвенные труды
старца, отец Феодор с особой ревностью поминал умерших. Будучи молодым
священником, из-за большой загруженности отец Феодор в записках об упокоении
называл только первые несколько имен, добавляя: «И всех зде ныне нами
поминаемых». Однажды в тонком сне ему явилось множество людей, которые спрашивали,
почему он не называет каждого из них по имени. С тех пор он перечислял всех
усопших...
С самого начала служения отца
Геннадия в Покровке к нему потянулся народ. По рассказам духовных чад старца,
он обладал особым даром слова: его проповеди были просты и одновременно
глубоки. В личных беседах он разрешал все недоумения. Иных вразумлял
убеждением, других страхом, кому-то сам открывал их грехи, в которых они не
могли признаться даже самым близким людям. Старец обладал талантом общения с
людьми, высказывания его были предельно точны, глубоки, остроумны, доходили до
самого сердца и западали в память... Если старец видел, что кто-либо не
приносит искреннего покаяния, а просто автоматически говорит: «Простите», - то
отвечал: «Бог простит и прохворостит».
На исповеди батюшка часто говорил: «Каких грехов у нас нет? Только тех,
которые не существуют. Но какие грехи Господь не прощает? Только
нераскаянные»...
Отец Геннадий был противником так
называемых «отчиток» одержимых нечистым духом; говорил, что в древности многие
священники могли изгонять бесов молитвой, а сейчас таких людей почти нет. Когда
его спросили об одном священнике, который отчитывал, батюшка сказал, что он
изгоняет бесов себе на погибель. Говорил, что Господь попускает людям страдать
от болезней до конца жизни, чтобы они искали помощи у Бога и каялись в своих
грехах.
Как-то к старцу обратилась женщина с просьбой помолиться о её больной
сестре, которая находилась при смерти. Он ей сказал: «Сестра твоя будет жить, а
ты готовься»... Сестра выздоровела, а эта женщина через три месяца умерла.
Однажды у него спросили, можно ли
отпеть священника, который якобы покончил жизнь самоубийством. Батюшка отложил
ответ до утра, а на следующий день сказал, что его нужно обязательно отпевать
как убиенного. Впоследствии оказалось, что этого священника задушил староста
храма.
Посылал старец и к врачам,
благословлял, если это было необходимо, делать операции, однако требовал перед
этим серьезно исповедаться, причаститься, пособороваться, отслужить молебны. Сам
он никого не исцелял явно, но по его молитвам многие получали облегчение при
самых тяжких недугах: У женщины, матери пятерых детей, был рак в запущенной
форме... Положение было отчаянное. Когда она приехала к батюшке, он, не зная
ее, назвал по имени и благословил сделать операцию. После операции она живет
вот уже восемнадцать лет. Двое хирургов, столкнувшись с этим чудом,
впоследствии приняли Святое Крещение.
Какие бы случаи выздоровления или
облегчения страданий ни происходили по молитвам старца, он не переставал
повторять, что облегчение страданий – от Бога.
Он всегда советовал: «Прежде чем обраться к врачу,
сначала покаяться в своих грехах с семилетнего возраста, причаститься,
пособороваться, отслужить молебен о здравии, попросить, чтобы Господь умудрил
врача, и тогда Небесный Врач поможет земному врачу, и тот сотворит чудо
исцеления». Старец и сам пользовался услугами врачей, хотя любил цитировать
преподобного Амвросия Оптинского, что
избежать болезней по нашей греховности невозможно и немножко прибаливать бывает
полезно для души. Нужно не лечиться, а подлечиваться.
Время от времени у старца
обострялись болезни, которые тянулись за ним с Колымы, но как только его
состояние немного улучшалось, он снова принимал многочисленных посетителей,
часто полулежа на диване.
Будучи монахом, строгим подвижником,
но, живя в миру, старец был вынужден вникать во все тонкости мирской жизни; он
знал, когда и что нужно сажать в огороде, как квасить капусту, мог приготовить
вкусную скоромную еду. Многие из его духовных чад своим семейным благополучием
обязаны именно ему. Старец смотрел на семью, прежде всего как на малую церковь
и, благословляя выбор жениха или невесты, исходил не только из общности их
интересов, положения, но и из того, что ожидает семью в будущем... Бывало, что
в окружении старца заходила речь о воспитании детей, иногда спорили, нужно ли
их наказывать. Старец говорил, наблюдая
плачевное состояние многих семей, когда старшее поколение не может найти общего
языка со своими чадами, что они пожинают плоды безбожного воспитания своих чад,
добавлял: «Спастись можно только в Церкви. Если ты вскочил в переполненный
автобус, то хотя тебя и давят со всех сторон, ты все-таки едешь. Так и
церковный человек: хотя и имеет искушения, но с Божией помощью он преодолевает
все».
В спорах об образе жизни порой
звучало, что в неверующей семье тяжело вести духовную жизнь. На это старец
возражал, как всегда тонко и глубоко аргументировано, со ссылкой на Священное
Писание: «Праведный Лот сумел спастись и в Содоме, а Иуда погиб и в обществе
Апостолов».
В утешение семейным говорил: «Четки
не спасут, жена не лишит рая». При унынии он советовал читать 34–й псалом и
молитву в конце 5-й кафисмы...
Среди духовных чад отца Геннадия были и
монашествующие, они приезжали к нему за советом, разрешали недоумения. Духовное
руководство старца Геннадия распространялось на священнослужителей и на мирян,
на опытных в вере и новочальных. Отец Геннадий строго подходил к молитвенному
правилу. Иногда экзаменовал, просил сказать наизусть молитву «Пресвятая
Троица…». Многие говорили: «Посети, исцели немощи наша», - пропуская союз «и»
между глаголами. Старец объяснял: «Когда мы говорим «посети и исцели», то
просим милости, а когда опускаем союз «и», то требуем»...
Когда священники спрашивали, какую епитимью
налагать за аборты, старец отвечал: «Люди сейчас слабые, достаточно каждый
день, утром и вечером, совершать по три земных поклона с молитвой «Пресвятая
Троица, помилуй нас…».
На вопрос: «Можно ли избавиться от
помыслов?» - отвечал: «А ты можешь поймать птицу в небе?» - «Нет».- «А не дать
ей свить гнездо на дереве?» - «Могу». – «То же и с помыслами. Главное – не дать
им свить гнездо в нашем сердце»... Когда один священник спросил его: «Как спастись?». Старец посоветовал: «Всех люби и
от всех беги».
По рассказам духовных чад – старец
Геннадий любил давать уроки смирения:
«Поругает бывало, прилюдно за те грехи, в которых
человек не виноват, и смотрит на его реакцию – обидится или нет?» Многие из
тех, кто прошел эту школу, сегодня епископы, архимандриты, игумены.
Старец имел много духовных друзей
среди тех, кто так же достойно нес свой крест пастырской и архипастырской
службы. Более двадцати лет он был духовником известного своими благодатными
дарами старца архимандрита Серафима (Тяпочкина)*, когда отец Серафим
постригался в монашество, от. Геннадий был его восприемником. Они довольно
часто виделись, и родство душ облегчало им тяготы пастырского служения. Будучи
в Одессе, отец Геннадий общался с ныне причисленным к лику святых схиигуменом
Кукшей** ((1875 – 1964 гг.). Каждый год
старец Геннадий посещал Рижскую пустынь, где встречался со своим духовным
собратом митрополитом Леонидом. В то время в Рижской пустыни подвизался старец
Таврион, известный и в России, и в Белоруссии, и в Прибалтике. Батюшка хорошо
знал и знаменитого псково-печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой Лавры был духовником отца
Геннадия. Батюшка испытывал благоговение перед священномучеником архиепископом
Курским и Обоянским Онуфрием***, которого расстреляли в 1938 году. Как-то в
Харькове он посетил подворье Стрелечского Николаевского. Там ему показали стул,
принадлежавший архиепископу Онуфрию, и батюшка отказался на него сесть, сказав,
что его надо хранить как память о великом подвижнике нашего века.
Отца Геннадия спрашивали: «Если
священник смущает своим поведением, можно ли у него исповедоваться и
причащаться?» Он отвечал: «Как по гнилым проводам идет ток, так и при
совершении Таинств благодать действует независимо от личных качеств
священника»... Когда одна женщина осуждала кого-то из духовенства, старец ей
сказал: «Давай лучше помолимся за него». Поставил ее с собой на молитву и три
часа молился. После этого желание осуждать священников у нее пропало.
Отец Геннадий не уставал напоминать
о самом главном в жизни верующего – о том, что без добрых дел, без любви к
ближнему все тщетно. Даже регулярное хождение в храм не гарантирует спасения.
Если при этом нет исполнения заповедей Божиих, то есть опасность разделить
участь бесплодной смоковницы. Старец предостерегал: «Господь, увидя, что на
смоковнице нет плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек»
(Мф.21, 19) , - и он тотчас засохла. И мы не имеем никаких добрых дел, лишь
одни слова, как та смоковница, которая только шумела листвой. Как мать
откликается на каждый крик ребенка, так и мы должны спешить делать добрые дела
по первой же просьбе».
В
последние годы жизни старец стал заметно слабеть, но при всех недомоганиях он
был бодр духом, старался не пропускать ни одного богослужения, любил
пошутить... В апреле 1985 года архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием
(Тарасовым) отец Геннадий был пострижен в схиму с именем Григорий. Осенью того
же года весь приход постигла большая скорбь – умер всеми любимый отец Феодор, у
которого было одиннадцать детей, попечение о которых теперь полностью легло на
старца Григория. Отец Феодор скончался дома за чтением акафиста Божией Матери.
Старец потом говорил: «За такой смертью нужно семь лет в очереди стоять»...
В начале 1987 года старец Григорий
совсем ослаб... Своим духовным чадам старец старался дать как можно больше
наставлений касательно основных направлений их жизни. Он прикровенно намекал,
что не все хорошо будет на Украине, и некоторым священникам не благословлял
переходить из русских в украинские епархии. Незадолго до своей кончины он
говорил, что вскоре начнется возрождение духовной жизни, откроют храмы,
монастыри, но на короткое время.
Схиархимандрит Григорий скончался в
день празднования Собора Радонежских святых, 19 июля. Днем старец ещё принимал
людей, давал необходимые советы. Вечером, около 22 часов, в полном сознании,
тихо, с молитвой на устах старец отошел ко Господу... Отпевание было совершено
21 июля, на праздник Казанской иконы Божией Матери. На погребение прибыло
многочисленное духовенство, чин погребения был совершен архиепископом
Ювеналием... Владыка во время погребения открыл правую руку старца для
последнего целования, она была мягкой и нехолодной. Было ощущение, что старец,
как живой, в последний раз благословляет своих духовных чад.
Старца Григория погребли на том
месте, где он сам определил, - перед алтарем Покровской церкви, рядом с его
духовным сыном отцом Феодором...
Упокой, Господи, душу схиархимандрита Григория, со
святыми упокой, и святыми его молитвами помилуй нас, грешных!
Высказывания, поучения, замечания, поговорки старца Григория:
«Смирение – основа всех
добродетелей. Колос, когда он пустой, болтается во все стороны, а когда
нальется зерном, склоняется и ветры ему уже не страшны. Так и человек; пустой
болтается туда – сюда, а смиренный при всех искушениях не может повредиться».
«Что тяжелее: мешок песка или
камней? Мешок песка. Так и наши грехи. Если они велики, но их не так много, то
мы можем хотя бы их разглядеть и принести покаяние. А попробуй разглядеть
песчинки! Это такие грехи, которые мы часто и за грехи не считаем: осуждение,
обидчивость, пустословие, лень, подозрительность и др. Но их-то целый мешок!
Один старец, чтобы показать разницу в грехах и, прежде всего серьезность мелких
грехов, приказал тяжко согрешившему монаху занести тяжелый камень на
колокольню. А другим монахам, его осуждавшим, предстояло поднимать мелкие
камни. Их было видимо-невидимо, и носить их следовало по одному. Первый, хотя и
с большим трудом, исполнил приказание, а другие небольшую часть перенесли и
обессилили. Зато, осознав, как тягостно иметь множество мелких грехов, просили
у старца прощения. Если у нас большая рана, бежим к врачу, а на царапины не
обращаем внимания. Но бывает, что незаметная ссадина приводит к заражению
крови. Так и малые грехи приводят порой к серьезным последствиям. Свои грехи
человек будет помнить и на том свете. И святые сокрушались о грехах, хотя и
прошенных. Так рана на теле человека хотя и не болит, а шрам виден».
«Человек, который не оставляет
грехов даже если и кается в них, подобен морю, которое, хотя в него и впадает
много рек, всегда остается соленым, и вода в нем непригодна для питья».
«Прохождение мытарств можно сравнить
с подъемом по лестнице. Как по гнилой лестнице высоко не поднимешься, а
свалишься и сломаешь себе шею, так и греховный человек не может пройти
мытарства».
«Ионафан, сын Саула, чуть лизнул
меду и едва не поплатился жизнью. Сладок грех – лизнул, а потерять можно Жизнь
Вечную. Человеку дан от Бога разум, который он может использовать во зло или на
добро. Если к человеку попал нож, он может им резать хлеб, а может и
кого-нибудь убить, Так и мы свои способности вольны использовать на добро или
во зло».
«Если будешь уделять так мало внимания своей
духовной жизни, то уподобишься дорожному указателю, который хотя и показывает,
куда ехать, но сам остается на месте».
«Не говорят тому, кто не слушает, и
не бьют того, кто не плачет».
«С одного вола двух шкур не дерут» (когда хотели
на одного человека взвалить всю работу);
«Каждого барана привязывают за свои рога» (то
есть каждый будет отвечать за свои грехи). О лукавых говорил: «Собачий хвост
волку не приделаешь», «Серого волка добела не отмоешь».
*
http://svet7777.beplaced.ru/star.SerafimTjpohkin.html
** http://svet7777.beplaced.ru/Kykodes.html
*** http://www.eparhia.kursk.ru/onufr.htm
http://www.pravoslavie.kharkov.ua/2onufriy.html
Библиография
«Белгородский старец
схиархимандрит Григорий (Давыдов)»,
составитель священник Сергей Клюйко
http://www.serafim-rakit.orthodoxy.ru/site/serafim/davidov/davidov.htm