Преподобный Алексий (Соловьёв)
Старец Смоленской Зосимовой пустыни
(1846-1928 гг.)
– Если нет духа исповедничества, трудно будет умирать. Тяжело будет отвечать перед Богом, которого не исповедовала открыто, а только тайно, боясь насмешек... Всегда, при любых обстоятельствах, можно говорить о Боге...
– Люди от того только и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распятого нас ради... Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сде-латься способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где тяга душевная так му-чает человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаяв-шегося, кто сам, силой своего духа, сможет взять на себя его душевное страдание.
– Нужно помогать нуждающимся, развивать в себе жалость и любовь.
О молитве
– Нужно стараться согревать в себе чувство раскаяния, сердечного покаяния перед Богом. Не нужно прибегать ни к каким искусственным приемам, например вдыханию или выдыханию (как некоторые учат), а просто развивать в себе чувство глубокого искреннего покаяния. Мало-помалу преуспеешь и тогда почувствуешь великую сладость от молит-вы... Читай утром и вечером молитвы по Молитвослову, затем, по усердию, можно и ка-ноны: Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю, а потом акафисты, какие захочет-ся. Нужно непременно ежедневно, в течение 10 минут (это пока), без счета, чтобы не было машинально, читать Иисусову молитву, не галопом, а с размышлением... Надо непремен-но читать авву Дорофея и святого Иоанна Лествичника...
– ... небесные звёзды бывают видны только вечёром, днём же их не видно. Если ты спустишься на глубину (например, в колодец), то оттуда увидишь много звёзд, которых раньше не видел. Так точно и человек: если более обучает себя молитве Иисусовой, то эта молитва делается ограждением его ума, не даёт ему отвлекаться на постороннее... Когда творишь молитву Иисусову, заключай ум в её слова, то есть молись со вниманием. Мо-литву Иисусову лучше ограничивать временем (например, 15-20 минут), нежели количе-ством. В этом случае произносишь молитву неторопливо и более внимательно... Помолись Господу, чтобы Он помог творить Иисусову молитву.
– Когда молишься, представляй, что Бог там, вверху, и видит тебя, а ты внизу, на земле. При молитве заключай ум в слова молитвы, то есть молись со вниманием. Если ум рассеивается, отбегает от слов молитвы, снова вводи его в эти священные слова, итак всё время, постоянно.
– Молитве помогут уединение и безмолвие. Как в огражденной стенами комнате ясно слышится входящий в нее звук, так и молитва, особенно же молитва Иисусова, огра-ждаемая уединением и безмолвием, совершается с большей полезностью для души.
– За новопреставленного полагается утром и вечером делать по 12 поклонов.
– Молись всегда об избавлении от скорбей и от грехов, но под конец молитвы все-гда добавляй, говори Господу: «Обаче, Господи, да будет воля Твоя».
– Когда кто страдает бессонницей, нужно молиться седмочисленной мученикам, а чтобы сон не одолевал во время молитвы, нужно молиться Спасителю, Божией Матери и святому Пантелеимону.
– Когда во время Херувимской или в другие важные минуты приходят в голову разные житейские мысли, нужно тотчас прибегать к Иисусовой молитве. Твори крестное знамение и произноси молитву Иисусову тихонько вслух, это поможет не блуждать мыс-лями. Нужно собрать мысли и молиться с умилением, с сердечным сокрушением и дет-ским доверием. Господь за такое доверие пошлет умиление, тогда и ощутишь великий плод от такой молитвы. Понуждай себя. Итак, если не будешь себя понуждать к молитве, то заглохнет в тебе молитвенный порыв. Сначала трудно, а затем как бы потечет внутрен-няя молитва, но принуждать себя надо непременно.
Изречения, наставления...
– Скорби – это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество.
– Сознание, что духовно не продвигаешься вперёд, послужит для самоукорения.
Смирять себя надо. Одно крыло смирение, другое самоукорение. Нужно наедине громко молиться Иисусовой молитвой.
– Что бы ни случилось с тобой, никогда никого не вини, кроме себя самого. За все неприятности и невзгоды благодари Бога. Если будешь верить в промысел Божий, пору-чишься Ему, то обретёшь великий мир.
– Унывать не нужно, а как увидишь, что согрешил, тотчас же, где бы ты ни был, кайся в душе перед Господом, а вечером особо... Нельзя отчаиваться: пал – восстани, по-старайся исправиться. Крепко надейся на Божие милосердие и Его искупительную жертву.
– Плоды святого причастия – здоровье души и тела, мир душевный, какая-то ра-дость духовная, лёгкое отношение к внешним скорбям и болезням... Эти плоды действу-ют, если мы не оскорбляем святыню... А оскорбляем мы святыню чем?
Зрением, слухом и другими чувствами, многословием и осуждением. Потому в день причастия надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.
– Гордиться нам нечем, ведь если и есть что хорошее в нас, то не наше, а Божие...
Когда тебе в голову придёт гордый и тщеславный помысел о себе, так ты гони его сию же минуту и говори прямо вслух: «Знаю я, какой хороший. А это кто сделал?»
И начни перебирать свои грехи – помысел и отойдёт.
– Не ленись читать слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно не-пременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине.
– Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь... Читать также наставления аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского. Духовные книги нужно читать каждый день, что-бы питать душу. Есть и стихотворения, которые возвышают душу.
¬– Святые отцы говорят: «Рассуждение выше всего, смирение дороже всего, молча-ние лучше всего, а послушание - это такая добродетель, без которой невозможно спа-стись».
– Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так – хоть всю жизнь не ешь.
– Кто любит говорить про других, про того и люди много говорят.
– Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это прино-сит великую пользу душе.
Наставления священнослужителям, монахам и монахиням
– Монах должен знать два слова – «простите» и благословите». Ему надо заучить наизусть стихиру 7 гласа: «Виждь твоя пребеззаконая дела, о душе моя...»
– При богослужении сослужащие должны сообразовываться с настоятелем в зем-ных и поясных поклонах.
– За нравственно погибающих надо служить молебен перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших».
– На проскомидии и на «Достойно есть» после пресуществления святых даров не надо поминать ангелов (например, архангела Михаила), так как за них не принесена бес-кровная жертва.
– При ежедневном чтении Евангелия и Апостола лучше читать из того и из другого по одной главе в день. В пасху и двунадесятые праздники, Псалтырь оставляется, и чита-ются только Евангелие и Апостол.
– Псалтырь в келии лучше читать стоя... Келейное чтение Псалтыри есть молит-венный труд...
– Евангелие непременно надо читать стоя. Апостол можно читать и сидя и стоя, но лучше стоя.
– Писание оптинских старцев ближе к сердцу, чем писание Феофана Затворника. У него много схоластической, школьной учёности. У оптинских старцев более опытности вследствие их долгого постоянного общения с окормляемыми. Вообще живая сердечная вера скорее и глубже схватывает предмет, чем рассудочное изучение его или оперирова-ние над ним с докторским ланцетом.
– Из оптинских старцев более серьёзен и полезен для монахов отец Макарий Оп-тинский*. У него всё сводится к смирению и самоукорению.
* «В нас ещё не истреблены страсти, а лежат сокрытыми, и бывающия в столкно-вении с ближними наносимые ими нам неприятности, попущением Божием, показывают нам ещё немощное наше устроение, и что ещё не достигли меры исполнения заповедей Божиих. И потому надобно иметь борьбу со своими страстями, а, познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя – смиряться, но не смущаться за то, что не достигли желаемого, и отнюдь не укорять других, показующих нам наше устроение. Смирение привлекает к нам милость Божию и помощь в делах наших». (преп. Макарий Оптинский)
– Оптинские старцы оттеняют в таинстве елеосвящения то, что оно облегчает хож-дение по мытарствам.
– При исповеди, особенно женщин и молодых девушек, не следует смотреть испо-ведующимся в лицо, а лучше смотреть в профиль или на икону, ибо зрение, по словам святых отцев, есть сильный проводник блудной страсти.
– Надо молиться против нервности святым благоверным князьям Борису и Глебу, против порока пьянства святому мученику Вонифатию, против блудной страсти, прежде всего Господу Богу, Божией Матери, ангелу хранителю, своему святому затем преподоб-ным Иоанну Многострадальному, Моисею Угрину, Мартиниану, преподобной Марии Египетской, святой мученице Фомаиде, апостолу Богослову (девственнику) и всем свя-тым.
– Не только монашествующие, но и живущие в миру должны считать себя хуже всех. Монах же вдвойне должен быть смиренным и ни на секунду не забывать, что он ху-же всех.
– Если хочешь поступить в монастырь, то помни, что для этого требуются смире-ние, послушание, соблюдение постов, точное исполнение возложенных работ, а главное – нужно не забывать, что ты хуже всех, подлее и мерзостнее...