Преподобный Силуан
Афонский
( 1866-1938
гг.)
В 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в
благочестивой семье крестьянина Ивана Антонова родился мальчик, при святом
крещении ребёнок получил имя Симеон. Большая и
дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил
оказывать гостеприимство странникам. Отец беседовал с ними о Боге и
христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на
восприимчивую душу отрока.
С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру
сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.
Жизнь семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало
Симеону с младенчества чувство благоговения перед
словом Божиим, воспитывало его в духе христианского
смирения и других добродетелей. Спустя несколько лет юноша стал просить
родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Печерской
Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и
лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.
Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.
В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому,
многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и
глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не
забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его
будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон. Он часто думал об иноческой
жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал
на Афон накопленные деньги. Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского — святого праведного Иоанна. Не застав его,
он оставляет записку со словами: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь,
чтобы мир меня не задержал».
Много лет спустя подвижник напишет: «О великий отец Иоанн, молитвенник наш!
Благодарю тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с
миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога».
Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки
для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на
Афон. Осенью 1892 года юноша прибыл на Святую Гору и был принят послушником в
русский монастырь Святого Великомученика Пантелеимона.
Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна:
сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой
пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным
складом, а на склоне лет — торговой лавкой.
Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в
мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с
оставлением прежнего имени.
Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не
находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа
не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет
она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов,
воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как
того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах
и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных
книг и труде.
Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не
стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без
благоволения Божия они сами по себе являются лишь
вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди
людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей
для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это
самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая
преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре
вошла в его сердце, и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был
получен старцем Силуаном от Пресвятой Богородицы
после горячей молитвы перед Ее образом.
Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и
сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями —
тщеславием и гордостью.
Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения,
ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды
познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и
острее переживать потерю благодати: «Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь
ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь
к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за
пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и
унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».
Старец Силуан писал: «Познавшая Бога душа ничем не
может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое
дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя».
Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы
мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на
табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя
обращавшимся к нему «кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось
молиться»; отсекал свою волю, считая, что это приносит «пользу большую» для
души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать
благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем,
как прежде, снова оставляет послушника. «За то страдаем мы, — пояснял старец, —
что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе
свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука,
которую скоро не одолеешь».
Прошло 15 лет со дня явления старцу Силуану Господа.
Его ум вновь омрачается духовной бранью, «нападениями» по ночам. О том, какую
душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так
впоследствии: «Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит
человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».
В одну из таких ночей он с сокрушением в сердце воззвал:
- Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают
мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?
- Гордые всегда так страдают от бесов, — был ему ответ.
- Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?
И снова в сердце прозвучал ответа Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна
смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных
помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою
адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой
обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем
самым избегая отчаяния.
Это дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана
не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало
новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает
преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли
Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного
Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по
милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом
Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.
Однажды беседуя с монахом - пустынником старец спросил:
- Если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском
огне, будешь ли ты покоен?
- А что поделаешь, сами виноваты, - услышал он в ответ.
Тогда старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести. Нужно
молиться за всех».
Старец Силуан имел нежное, сердце, умилённое любовью,
наполненное чуткостью и отзывчивостью... Старец был человек глубокого
подлинного смирения, в его работе можно прочесть следующие строки: «Господь
много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь
Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и
потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге...
Кто познал Бога Духом Святым, тот от Него научился смирению, и уподобился
своему Учителю, Христу Сыну Божию, и на Него стал
похож...
Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты
спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою...
О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки,
потому что они не земные...
Когда унывает душа, то, как возжечь в ней огонь, чтобы горела она любовью на
всякий час? Огонь этот у Бога, и Господь пришел на землю, чтобы дать нам этого
огня благодати Святого Духа, и кто научается смирению, тот имеет его, ибо Господь
смиренным дает благодать Свою...
Много труда надо положить, и много слез надо пролить, чтобы удержать смиренный
дух Христов; а без него угасает в душе свет жизни, и она умирает. Тело иссушить
постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, не
легко, и не скоро возможно...
Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.
Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш,
— молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа, и
скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага.
Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему... Кто смирил себя,
тот победил врагов».
В любви ко всем людям старец Силуан видел уподобленне Господу Иисусу Христу, который «руки распростер
на Кресте», чтобы всех собрать. И он жил страданиями всего мира, забывая самого
себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа
Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди,
оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо
Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы «в один час».
Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез».
«Мир стоит молитвою, — утверждал старец Силуан, — а
когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». В этой молитвенной устремленности
он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и
прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех
вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла
подвижника до последнего часа его земных странствии.
24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно
скончался.
В конце ноября 1987 года состоялось прославление старца Силуана.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя
преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов
Русской Православной Церкви. День памяти преподобного Силуана
Афонского - 11/24 сентября.
Молитва преподобному СИЛУАНУ
О предивный угодниче Божий,
отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, —
слезно молитися о всей вселенней:
мертвых, живых и грядущих, не премолчи за нас ко
Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства
умильно просящих. Подвигни, о всеблаженне, на молитву
Усердную Заступницу рода христианскаго, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву
Марию, чудно призвавшую тя быти
верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти
Бога умоляют, во еже не помянути неправд и беззаконий
наших, но, по неизреченней благости Господа нашего
Иисуса Христа, ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче
Божий, с Преблагословенною Владычицею мира —
Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у
святых Святейшаго Слова Святей Горе Афонстей и боголюбивым
пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да
Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в
вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь
указуют, да Церковь Земная и Hебесная
непристанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освящающи мир в вечней правде и благости Божией. Hародам земли всей испроси благоденствие и мирное житие,
дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущия истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивныя
вражду и братоубийства, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на Hебеси и на земли да святится имя Божие,
да будет воля Его святая в человецех, и да воцарятся
мир и Царствие Божие на земли.
Перейти на главную страницу
Вернуться к содержанию
Для писем