Преподобный Кукша Одесский
(1875-1964 гг.)
«Святость есть не просто праведность,
за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царстве Божием, но
такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что
она от них течет на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство,
происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи
преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на
людские нужды и на их моления, и являются и предстателями за них пред Богом».
Блаженный Иоанн (Максимович)
Преподобный Кукша (Косьма Величко) родился 12/25 января 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии в
многодетной семье благочестивых родителей Кирилла и Харитины.
Его мать в молодости мечтала стать монахиней, но по родительскому настоянию
вышла замуж. Харитина горячо молилась Богу, просила,
чтобы кто-то из её детей сподобился подвизаться в иноческом чине. По милости Божией младший сын, Косьма, с
детства всей душой устремился к Богу, он с малых лет полюбил молитву и
уединение, в свободное время читал св. Евангелие.
В 1896 году Косьма, получив родительское благословение, удалился на
святую гору Афон, где был принят послушником в русский монастырь Святого
Великомученика Пантелеимона.
В 1897 году Косьма, получив благословение настоятеля монастыря,
совершил паломничество на Святую Землю. В Иерусалиме, когда
паломники находились у Силоамской купели, Косьму, близко стоявшего возле источника, кто-то нечаянно
задел. Отрок упал в воду первым. Многие бесплодные женщины стремились
войти в купель в числе первых, ведь по преданию: Господь даровал чадородие
тому, кто первым успеет погрузиться в воду. После этого события паломники стали
подшучивать над Косьмой, говоря, что у него будет
много детей. Слова эти оказались пророческими - у старца Кукши
впоследствии действительно было множество духовных чад.
В храме
Воскресения Христова произошло ещё одно знаменательное событие: на Косьму по промыслу Божиему была
опрокинута средняя лампада. Все верующие хотели помазаться елеем из лампад,
горевших при Гробе Господнем, люди окружили отрока и, собирали руками стекающий
по его одежде елей, благоговейно помазывались им.
Через год
после возвращения из Иерусалима на Афон Косьме
посчастливилось еще раз побывать на Святой Земле, он сподобился полтора года
нести послушание у Гроба Господня. Вскоре послушник Косьма
был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года − в
монашество, и наречен Ксенофонтом. По промыслу Божию отроку предстояло 16 лет
постигать основы монашеской жизни в монастыре Святого Великомученика Пантелеимона, под руководством духовного наставника старца Мелхиседека, который подвизался отшельником в горах.
Впоследствии подвижник вспоминал: «До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи
бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться
молиться».
Однажды,
стоя на молитве, старец и его духовный сын услышали в ночной тишине приближение
свадебного кортежа: топот конских копыт, игру на гармошке, веселое пение,
хохот, свист...
— Отче,
откуда здесь свадьба?
— Это гости
едут, надо их встретить.
Старец взял
крест, святую воду, четки и, выйдя из келии, окропил
вокруг нее святой водой. Читая крещенский тропарь, он на все стороны осенил
крестом — сразу сделалось тихо, как будто и не было никакого шума.
Под его
мудрым окормлением монах Ксенофонт
сподобился стяжать все добродетели иноческие и преуспел в духовном делании.
Несмотря на то, что Ксенофонт был внешне
малограмотным человеком, едва умел читать и писать, святое Евангелие и Псалтирь
он знал наизусть, службу церковную совершал на память, никогда не ошибаясь.
В 1913 году
греческие власти, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том
числе и о. Ксенофонта. Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал к своему духовному отцу:
— Отче, я
никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
— Нет, чадо,
— возразил старец, — так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать
людей. — Затем вывел его из келии и спросил: — Хочешь
увидеть, как стихии покоряются человеку?
— Хочу,
отче.
— Тогда
смотри. — Старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым,
перекрестил еще раз — оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт
увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых, он
закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: «Отче, мне страшно!»
Через
некоторое мгновение старец произнес:
— Вставай,
не бойся.
Отец Кукша поднялся с земли — небо было обычным, на нем
по-прежнему мерцали звезды. Полученное перед отъездом с Афона Божественное
утешение в тяжелые годы поддерживало о. Ксенофонта.
В 1913 году
афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. В
Из
воспоминаний старца Кукши: «Мне очень хотелось
принять схиму, но по молодости лет (40 с небольшим)
мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переоблачал
мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана,
я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ракой, стал
усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострижения в
схиму». И так, стоя на коленях и держа на руках святые мощи, он под утро
заснул.
Мечта о. Ксенофонта сбылась через несколько лет: 8 апреля 1931 года
смертельно больной подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После
пострига о. Кукша стал быстро поправляться и вскоре
выздоровел.
3 апреля
1934 года отец Кукша был рукоположен в сан
иеродиакона, а через месяц— в сан иеромонаха. После
закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 года в Киеве, в церкви на
Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить
священником в то время. В 1938 году подвижник был осуждён, отбывал пятилетний
срок в лагерях г. Вильма Молотовской
области, затем три года провёл в ссылке. В лагерях осуждённые были вынуждены
работать по 14 часов в сутки, получая очень скудную пищу «выполнять норму» на
изнурительных лесоповалочных работах.
Шестидесятилетний иеромонах терпеливо и благодушно переносил лагерную жизнь,
старался духовно поддерживать окружающих его людей.
Старец
вспоминал: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, — ветром качало.
А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль
колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из
кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны
летают. Я взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и
мне кусочек пирога». Вдруг слышу над головой: «Кар-р-р!»,—
и к ногам упал пирог, — это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял
пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».
Весной 1943
года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия
Победоносца иеромонаха Кукшу освободили, и он
отправился в ссылку в Соликамскую область. Взяв
благословение у епископа в г. Соликамске, он часто
совершал богослужения в соседнем селе.
В 1947 году
окончилось время ссылки, завершился восьмилетний исповеднический подвиг. Иеромонах
Кукша вернулся в Киево-Печерскую
лавру, здесь начался подвиг служения страждущим —
старчество. Старец Кукша укрепляет маловерных,
ободряет ропщущих, смягчает ожесточенных, по его молитве верующие получают
духовное и физическое исцеление. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники
окружили Косьму и старались с его головы и одежды
взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так теперь к
старцу Кукше в монастырь шла нескончаемая вереница
людей, ждущих Божией помощи и благодати.
Сохранились
многочисленные свидетельства о чудесах исцеления по молитве старца Кукши, приведём лишь некоторые из этих свидетельств:
Тяжело
больная А., которой должны были удалить, появившуюся на лбу злокачественную
опухоль, перед операцией приехала к старцу. Отец Кукша
долго исповедал больную, потом причастил, дал ей металлический крестик, который
велел все время прижимать к опухоли. Больная пробыла в монастыре 4 дня, по
благословению старца ежедневно причащалась, крестик с благоговением прижимала
ко лбу. Вернувшись домой, обнаружила, что половина
опухоли исчезла, на ее месте осталась белая пустая кожа, а через две недели
пропала и вторая половина опухоли, лоб побелел, очистился, не осталось и следов
от рака.
Одну из
своих духовных чад старец исцелил от душевной болезни, мучившей ее в течение
месяца, — заочно, прочитав ее письмо с просьбой помолиться о ней. После
получения старцем ее письма она стала совершенно здорова.
Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения
помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные
чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого
они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить
совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и
духовным советом. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а
наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: «Я сам − грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не
согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные».
В 1951 году
отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую
Свято-Успенскую лавру. В Почаеве старец нес
послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней
прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, о. Кукша
должен был исповедовать людей. Свои обязанности он исполнял с отеческой заботой
обо всех приходящих, любовно обличая их пороки, предостерегал от духовных
падений и предстоящих бед.
Однажды один
генерал, переодевшись в штатскую одежду, приехал в Почаевскую
лавру и смотрел с любопытством, как ст. Кукша
исповедует. Старец подозвал его к себе и беседовал с ним некоторое время.
Отошел от старца генерал очень бледный, крайне взволнованный и потрясенный,
спрашивая: «Что это за человек? Откуда он все знает? Он обличил всю мою жизнь!»
По
свидетельству духовных чад, старец Кукша однажды
назвал одного мужчину, у которого была супруга и двое детей, иеромонахом.
Впоследствии, после смерти жены, мужчина посвятил свою жизнь служению Господу,
через несколько лет был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — в сан
иеромонаха.
Одна женщина
просила старца Кукшу благословить её дочь М. выйти
замуж, прозорливец ответил: «Никогда М. замуж не выйдет!» Женщина пыталась
объяснить, что у молодых уже все готово к свадьбе, осталось только сшить
платье, и после Пасхи они будут венчаться, но старец уверенно повторил: «М.
никогда замуж не выйдет». За неделю до свадьбы у М. вдруг начались
эпилептические припадки (чего раньше с ней не наблюдалось), и испуганный жених
немедленно уехал домой. Через несколько лет М. приняла монашество с именем
Галина, а ее мать - с именем Василиса.
Другая
благочестивая девица просила батюшку благословить ее на монашество, но старец
благословил ее на замужество. Велел ей ехать домой, сказав, что там ее ждет
семинарист. Предсказание старца сбылось, девушка вскоре вышла замуж за
семинариста. Духовная дочь старца вырастила семерых детей, и воспитала их в
любви к Богу.
Одна
духовная дочь старца поведала, что ей очень хотелось узнать, как чувствует себя
старец Кукша во время Божественной литургии:
«Однажды,
войдя в Пещерный храм, когда о. Кукша служил в нем
Божественную литургию, я сразу почувствовала сильную близость души к Богу, как
будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу «горе», и преисполнял ее такой
благодатью, как будто я стояла на небе перед лицом Самого
Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни
одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком
состоянии я находилась до конца литургии. После литургии все ждали, когда о. Кукша выйдет из алтаря, чтобы взять у него благословение.
Подошла и я к своему духовному отцу. Он благословил меня и, крепко взяв обе мои
руки, повел за собой, внимательно с улыбкой вглядываясь в мои глаза, вернее,
через глаза в душу, как бы стараясь рассмотреть, в каком она состоянии после
такой чистой молитвы. Я поняла, что батюшка дал мне возможность пережить такое
же святое блаженство, в каком он сам всегда пребывал во время Божественной
литургии».
Из воспоминаний
духовной дочери старца Кукши:
- Иногда он
благословлял, положив обе ладони своих рук крестообразно на мою голову, читая
про себя молитву, и я преисполнялась необыкновенной радости и безграничной
любви к Богу... В таком состоянии я пребывала дня по три.
Старец
советовал всем к святой Чаше не подходить с деньгами, чтобы «не уподобиться
Иуде», и священникам запрещал с деньгами в кармане стоять у престола и
совершать Божественную литургию.
Люди в храме
сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей келии, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни,
несмотря на преклонный возраст и старческие болезни. Он, по афонскому обычаю,
всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах
были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог
наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в
постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец,
домой» (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами
молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и
любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять посетил больного, осмотрел
почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»
В конце
апреля 1957 года старца на страстной седмице Великого поста переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский
монастырь Черновицкой епархии. С приходом старца Кукши
ожила духовная жизнь братии монастыря. В тихую обитель апостола любви
устремились духовные чада, на средства, передаваемые о. Кукше,
увеличились постройки в обители.
В 1960 году
старец Кукша был переведен в Одесский Свято-Успенский
мужской монастырь. Здесь ему предстояло провести последние четыре года своей
подвижнической жизни. В Свято-Успенском монастыре старца Кукшу
с любовью встретили насельники обители. Ему определено было послушание
исповедовать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения
проскомидии.
Старец
вставал рано утром, читал свое молитвенное правило, старался причащаться каждый
день, он особенно любил раннюю литургию. Ежедневно идя в храм, старец под
одежду надевал свою афонскую власяницу из белого конского волоса, который
больно колол все тело.
Келия старца
в монастырском корпусе примыкала прямо к Свято-Никольской
церкви. С ним поселили и послушника келейника, но старец, несмотря на немощи
своего преклонного возраста, не пользовался посторонней помощью и говорил: «Мы
сами себе послушники до самой смерти».
Однажды он с
радостным лицом сказал своей духовной дочери: «Матерь Божия
хочет взять меня к Себе». В октябре 1964 года старец, упав, сломал бедро.
Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел
воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя «врачебницей» святую Церковь. Даже страдая в предсмертной
болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, лишь просил причащать
его каждый день святых Христовых Тайн.
Блаженный
подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А.
вспоминает:
- Батюшка
иногда говорил: «90 лет — Кукши нет. Хоронить-то как
будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают»... Скончался, когда ему
было около 90 лет.
Боясь
стечения народа на похоронах, власти потребовали отвезти тело почившего на
родину. Наместник обители ответил, что родиной монаха является монастырь. Тогда
братии отвели два часа на погребение старца.
Cтарец Кукша
говорил, чтобы после его кончины верующие приходили на могилку, рассказывали о
печалях и нуждах. Всякий, приходящий с верою к месту его земного упокоения, всегда получал
утешение, вразумление, облегчение и исцеление от болезни по его богоугодным
молитвам и предстательству.
Рассказ
Ксении Кибальчик: «Это были 50-е годы, когда преп. Кукша жил в Почаевской Лавре.
Пришла ко мне странница Нимфодора, просила дать ей
посильную работу и за это её кормить. Вот что она рассказала о себе:
Попала она
на исповедь к отцу Кукше, рассказала о себе, что была
в монастыре, в коммуне, и замужем, и 40 лет не причащалась...». После исповеди
она стала с искренним покаянием и горькими слезами оплакивать свою жизнь. Позже
увидев толпу людей, окруживших о. Кукшу и желающих
получить благословение, сознавая себя недостойной приблизиться к нему, шла
позади всех. Вдруг он оборачивается, смотрит на неё и говорит ей: «Простил
Господь, всё простил».
Пока о. Кукша находился в Почаеве, Нимфодора каждый раз исповедовалась только у него и, по его
благословению, часто причащалась. Но в апреле 1957 года его вдруг перевели в
дальний монастырь Св. Апостола Иоанна Богослова, и
тогда к нему попасть на исповедь стало сложно. Нимфодора
стала обращаться к иеромонаху, который обычно дежурил в Успенском соборе, но он
Нимфодору к себе на исповедь не допускал, она каждый
раз приходила без денег. И вот что однажды с ней произошло: подготовившись к
Святому Причастию, она подошла исповедоваться к тому же иеромонаху, и снова
получила отказ... Тут уже Литургия подходила к концу. Пропели «Отче Наш...». Причастники приблизились к царским Вратам, а Нимфодора стоит и неутешно плачет о своём недостоинстве, в полной уверенности, что
Сам Господь не допускает её к Святой Чаше. Взгляд её устремился к Почаевской иконе Божией Матери,
находящейся перед ней...Вдруг видит сквозь слёзы, что
от иконы как бы отделяется Чаша и медленно плывёт по воздуху прямо к ней.
Приблизившись к её устам, эта полная Чаша на секунду останавливается, и Нимфодора отпивает из Чаши глоточек, и тут же Чаша начинает
подниматься по воздуху к той же иконе, но, не достигая её, расплывается в
воздухе и становиться невидима. Сознавая своё недостоинство,
Нимфодора боится и на мгновение поверить тому, какое
дивное чудо милости Божией было ей послано.
Вскоре после
этого события какие-то добрые люди пригласили Нимфодору
съездить с ними к отцу Кукше, обещая взять на себя
все дорожные расходы. Вот они приехали к нему. Вошли в его келию...
Он, стараясь всех обласкать, каждому уделить внимание, всё время от времени
поглядывает на Нимфодору и с улыбкой говорит ей: «Ты,
Причастница!». Она пробует возражать... На её возражение он строго отвечает:
- Молчи, я
видел!!!
Тут уже она
и поверила истинности чуда».
Когда старец
был в Иоанно-Богословском монастыре, он послал свою
духовную дочь В. посмотреть место, где можно построить большой корпус для
множества монахов. Она пошла и по молитвам старца нашла хорошее место на горе,
прямо над монастырем. Вернувшейся В. старец сказал, что там будет большой
монашеский корпус, и что он должен приготовить место. Предсказание его начало
сбываться спустя 30 лет: после открытия и возвращения монастыря новое поколение
монахов, не знавшее старца и его предсказание, начало строительство храма и
монашеского корпуса на том самом месте, о котором шла речь.
- Осенью
1993 года, — вспоминает одна духовная дочь старца, — я пошла к могилке отца Кукши и увидела там много людей, которые приехали из
Молдавии. Они рассказали, что одна женщина была тяжело больна желудком. Взяв
землю с могилки старца, она приложила ее к животу, заснула. Проснувшись, она
почувствовала себя исцеленной. Так же исцелилась раковая больная,
семидесятидвухлетняя М., жительница г. Одессы.
В 1995 году
по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного.
Тропарь преподобному
Кукше Одесскому
Тропарь,
глас 4
От юности
мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився
благодатию, преподобне,
многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,
темже источаеши чудес
благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих,
Кукшо, преблаженне отче
наш.
Вернуться к содержанию
Для
писем